15 лет назад я впервые рецензировал альбом «The Album?» Олега Чубыкина и сравнил какую-то из песен с творчеством Юрия Лозы. Это вызвало, мягко говоря, взрыв непонимания. Олег директивно потребовал услышать в его произведениях влияние Бека и Coldplay, а не Лозы, но не встретил согласия, и мы надолго поссорились.
С тех пор все стали старше и мудрее, Олег добился успехов в качестве кинокомпозитора, но по-прежнему не стал большой поп-звездой, несмотря на талант мелодиста и музыкальный вкус. Точнее говоря, именно музыкальные вкусы, скорее всего, и мешают ему пуститься во все тяжкие и стать ближе к народу (который только того и ждёт).
С альбомом «Романтика» может повториться старая история. Когда я его слушал, у меня несколько раз глаза на лоб полезли. Это нежнейшая и мелодичнейшая работа, попсовая не только в хорошем, но и в плохом смысле. Там можно услышать отголоски рокапопса начала нулевых, а также тин-попа, эстрадных ВИА, романтичных бардов и немного фанка. Порой возникала мысль, что Чубыкин выступает здесь в роли тролля - ведь не может же такого быть, чтобы продвинутый музыкант от всей души сделал такую беззащитную, бесхитростную и действительно очень романтичную пластинку.
Но потом мне попалась на глаза аннотация, и выяснилось, что никаких советских влияний Олег в виду не имел. В «калейдоскопе ретро-стилей» он зашифровал баллады Стиви Уандера, фанк Марвина Гэя, соул Куинси Джонса, мелодизм Пол Маккартни и немножко Doors и Джо Дассена. Что тут сказать? Это просто невероятно, насколько по-разному мы слышим музыку. Другое дело, что подавляющее большинство российских любителей песни тоже не особо считывают в поп-альбомах намёки на марвингэев и куинсиджонсов, ориентируясь на более родные и близкие примеры.
В этом, вероятнее всего, и кроется основная причина того, что Олег Чубыкин считается инди-музыкантом, а не собирает «Золотые граммофоны». Он ориентируется на «прокачанную» аудиторию, способную оценить не только красивую мелодию, но и изобретательные аранжировки, и западный первоисточник, - то есть на продвинутое «наслушанное» меньшинство. Для людей с менее «элитарными» вкусами альбом «Романтика» мог бы стать приятной неожиданностью, лакомым кусочком и объектом для подпевания - но где эти песни могут встретиться с массовой аудиторией, которой в «Больше чем слова» слышится Игорь Корнелюк, а не Стиви Уандер?
Поэтому вот как мы поступим. Будем считать, что истинные глубокие ценители таланта Олега Чубыкина этот альбом послушают и так, а «широкому зрителю» мы предложим выборку треков, которые могут его заинтересовать. Это простые и милые «Явиделтебявосне» и «Куда уплыли корабли?», фальцетная «Романтика», мелодичные «Нас спасёт любовь» и «Не спрашивай папу», красивая баллада «Больше чем слова», подходящая для бойз-бэнда «Подруга» и романтичная «Здесь и сейчас». Кстати, аранжировки там действительно интересные, но Чубыкин научился это не выпячивать, сделав таким образом ещё один шаг к карьере поп-звезды.
Алексей Мажаев