С разницей всего в два часа открыли свои новые сезоны сразу два академических театра — Вахтанговский и Художественный в Камергерском переулке. Два театра, которых в прошлом сезоне изрядно полихорадило. Насколько рассосались проблемы в этих культурных учреждениях, наблюдал обозреватель «МК».
Старый Арбат. Памятник принцессе Турандот. Вахтанговский театр. В фойе ни одного артиста, только журналисты с микрофонами и камерами. Но вот затворы затрещали пулеметной очередью — появился Сергей Маковецкий в черных очках. За ним — Этуш, Шалевич, Марина Есипенко, кстати, замечательная исполнительница роли Турандот. Входит Римас Туминас, худрук театра.
— Вот и я. Хотите вы того или нет.
В его шутке есть доля горькой правды: в прошлом сезоне группа артистов закрутила интригу с целью сместить литовского художника из кресла руководителя русского академического театра. Но здравый смысл, поддержанный министром культуры Авдеевым, все-таки взял верх, и Туминас сохранил свой пост. Перед артистами он краток, говорит образно, без пафоса и достаточно честно. Например:
— Очень много проблем у нас в актерском мастерстве. В прошлом сезоне, когда мы сделали «Троила и Крессиду», не получилось вам существовать в актерском ансамбле (а это самое ценное в театре). Спектакль получился, мы проиграли.
Вдруг сзади голос с вызовом:
— А хотелось бы поинтересоваться судьбой «Принцессы Турандот». Что думает начальство?
Это Василий Лановой подал голос, и, судя по тону, он настроен совсем не миролюбиво. На что Туминас спокойно отвечает, что легенда Вахтанговского, которая не идет уже пять лет, силами молодежи будет восстановлена. Скандальчик, слава богу, потух, не успев разгореться. Однако стало ясно, что в Вахтанговском
Два часа спустя в Камергерском переулке. Мхатовцы тоже пришли не вовремя — не в два часа, как было назначено, а намного раньше. Великолепная актриса Нина Гуляева, вдова Вячеслава Невинного, уже с 11.00 мерила костюмы для нового спектакля «Дворянское гнездо». За час до сбора труппы подтянулись Авангард Леонтьев, Алла Покровская, Константин Хабенский, Марина Голуб, Наталья Тенякова, Женя Добровольская.
Входит Табаков — и труппа встречает его аплодисментами. Олег Павлович настроен
— МХАТ пережил много драматических событий. Вот в
Судя по всему, Табаков ставит конструктивную защиту против тех, кто нападает на Художественный, но при этом не теряет чувства юмора:
— Сейчас, слава богу, не
Он имеет в виду своих заместителей Игоря Попова и Евгения Якимова, которые были арестованы.
— Олег Павлович, как обстоят дела на сегодняшний день?
— Мера пресечения признана неверной, и Попов с Якимовым освобождены.
— Что вы скажете по поводу возбуждения второго уголовного дела против МХТ относительно мастерских Шарко?
— Мною переданы документы генеральному прокурору. Если говорить серьезно, здесь надо глубоко разбираться начиная с 1994 года, когда хозяйство МХАТа было в катастрофическом положении. Тогда Олег Ефремов обратился ко мне, чтобы я в свою очередь попросил Лужкова разрешить московским театрам зарабатывать деньги арендой. Таким образом, исходя из лучших побуждений, распоряжением Юрия Михайловича МХАТу отошло 16,5 тысячи квадратных метров в центре Москвы.
Надо сказать, что в то время Табаков еще во МХАТе не служил. А в театре, получив такой барский подарок,
Судя по всему, эта история получит продолжение в новом сезоне, но Олег Павлович призывает всех заниматься творчеством, а не копаться в дерьме с недостойными людьми. Свое намерение он подкрепил остреньким изречением Солженицына: «С вами водиться — в крапиву с…ть садиться».
Будем надеяться, что экономические страсти в МХТ улягутся и силы театра не будут отвлекаться от своего векторного движения. Тем более что в новом сезоне намечена постановка классики — Чехова, Тургенева, Гончарова. А на сцене будут блистать Ольга Яковлева, Нина Гуляева, Евгения Добровольская, Игорь Золотовицкий, Анатолий Белый и другие. Сам Табаков заявил, что, поскольку режиссура не
Марина Райкина