Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Когда вырасту, я обязательно стану...

Мы уверены, что эта фраза ребенка — пустая фантазия. Но оказывается, что такое обещание, данное самому себе, может пройти через всю жизнь человека как существенное — и неосуществленное желание

Если пролистать многочисленные интернет-разговоры о детских мечтах и реальных профессиях людей, окажется: в детстве нас больше всего привлекает благородный труд врача, учителя, машиниста, летчика, моряка; интересная работа археолога (историка), астронома; творческие профессии художника, танцора, писателя, режиссера. И вот это: продавцом воздушных шариков! Изготовителем цветных карандашей или кресел из крема и диванов из суфле!

И даже «работать в светофоре» — быть человеком, который сидит внутри и переключает цвета. Еще рыцарем — оборонять замки и ходить в доспехах. Или тетей из хозяйственного магазина: «Волшебная тетя резала клеенку: ножницы большие, линейки…

и запах. Ах, как она резала!«

…Это не детская глупость — образы, которые ребенок примеряет на себя. В них прочитывается естественное стремление быть значимым и признанным, уметь что-то делать по-настоящему — красиво, с душой. А вот ситуация, когда общество намекает или прямо заявляет молодому человеку на пороге взрослой жизни, «оставь надежду, всяк сюда входящий», — не истинна.

Это даже не «правда жизни», а житейский стереотип, жалкий и въедливый. Ведь никто не ответит, почему во взрослой жизни «хорошо» — это когда невмоготу и не к душе; почему «зарабатывать деньги» важнее, чем получать удовольствие от работы, и откуда взялась привычка судить о человеке по его профессии.

Отчасти эту тему раскрывают личные истории, которые мы сегодня публикуем.

«Хотел, но мама сказала…»

…Сколько себя помню, всегда танцевала и всячески выкаблучивалась. Конечно же, хотела стать танцовщицей. Но не стала. Мама сказала, что это не профессия, а увлечение. Я работаю экономистом, но все равно танцую. Для себя.

…Все детство, всю школу говорила, что буду работать в садике. Умный папа уговаривал: «Не ходи на дошкольное, иди на иняз! Пойми: английский всегда будет маслом халтуры на твой хлеб зарплаты». Так оно и вышло.

…Я в детстве хотела стать летчиком — папа сказал, что самолеты разбиваются и летчики умирают. Потом хотела стать археологом — папа сказал, что можно откопать неизвестную болезнь и умереть. Стала я налоговым инспектором.

…Мне очень быстро объяснили, что петь, рисовать, писать стихи — это не профессия, а призвание. А желаемую профессию получить не так-то просто. Во всяком случае, сейчас я работаю на конфетной фабрике. Стихи, правда, продолжаю писать.

…Пойти учиться на менеджера меня толкнуло ни в коем случае не призвание, просто родители сказали что этот вуз (ВШЭ) — лучший в России. Наврали. Результат: побыстрее заканчиваю за четыре года (бакалавром), а потом куда угодно, только не в управление, экономику и иже с ними.

…Я с детства сочиняла, писала, даже публиковалась, но папа мне запретил поступать на журфак, сказал: «Вторая древнейшая профессия, куда тебе!» Я поступила на факультет социального менеджмента, закончила. Потом курсы в Оксфордском университете. Закончила. С осени пойду еще что-то учить, не знаю пока что.

…Девочкой очень хотела быть медсестрой, мне и сейчас нравится помогать людям — не словами, а делом. По настоянию родителей стала бухгалтером, хотя с математикой не дружу. Работаю через силу.

…Я себя видела в белом халате, а мама (она врач) сказала, что только через ее труп! Отдали в музыкалку, но как мне все время хотелось бросить эту музыку! А теперь ничего, преподаю в музыкальной школе. Адский труд, скажу я вам.

…Меня тянуло к воде, и я хотел быть водолазом лет до 12! Потом мне отец сказал, что у нас в стране водолазы только жмуриков из водоемов вылавливают. Стало противно.

…Всей душой стремился стать ветеринаром, ходил в зоокружок. Но мама мне сказала, что меня отправят в деревню лечить коров и свиней. У меня же тяга была к собакам. И я передумал.

…Чем я только не занималась! Мой дед хотел, чтобы я была пианисткой, бабушка хотела, чтобы я была гимнасткой, а мама водила меня в кружок рисования. А в итоге я учусь на экономическом факультете.

…Сначала — певицей. А потом — программистом, даже готовилась поступать в технический вуз. Но однажды в школе прошла тест по профориентации, и вышло, что я прирожденный педагог. Вот и пришлось поступать в педагогический. И стала я детским психологом, причем сейчас очень в своей специальности разочаровалась.

…Родственники, приходя в гости, каждый раз с сахарной улыбкой спрашивали: «А ты уже решила, что хочешь стать историком?» Ага, у меня мама известный историк. Поэтому истфак стал единственным факультетом, на который я не поступала. Мама сказала, что никогда мне этого не простит!

«Хотел, но не сложилось»

…Как мечтал стать архитектором, так и стал им. По диплому. Я им не работаю, подвизаюсь на ниве дизайна мебели.

…Хотел, сколько себя помню, быть военным, вернее, главнокомандующим. Постоянно устраивал баталии по фильмам Второй мировой. Родители рассказывали, что когда я родился, ручку держал так, как будто честь отдавал. Вот, думали они, точно будет военным. А не пришлось. Не хочу в нашу армию.

…Я, как и хотела, стала преподавать рисование в садике для детей с проблемами в развитии. Мне нравилось видеть, что у них получается и им это нравится. Но в коллективе сложилась очень некомфортная обстановка, и я со слезами на глазах была вынуждена поменять работу. К сожалению, я больше не педагог.

…Хотела стать ботаником, перечитала кучу всего и даже начала учить латынь потихоньку. Но когда в школе стали изучать химию, и на ботанике был поставлен жирный крест. Теперь я музейный работник.

…А я всю жизнь хотел стать машинистом электровоза. Тепловозы мне нравились больше, но в детстве я их боялся — сама мысль о том, что придется тушить пожар в дизельном помещении на ходу, приводила в ужас. А сейчас я просто проектировщик-технолог. Даже не в депо.

…Я не то что мечтала быть учительницей, я была ею с самого начала. До сих пор храню тетради типа журналов с придуманными фамилиями учеников (Синичкины-Ресничкины всякие). Папа на работе делал деревянные указки, которые у меня быстро ломались. Доска была настоящая. Мелки цветные, все как положено. Открытые уроки я часто давала. Моя подружка с первого этажа была обычно проверяющей инстанцией и делала замечания по ходу урока. А в конце школы я не хотела расстраивать родителей своим выбором. Ведь мама желала видеть свою дочку в белом халате! Я и в халате. Но не лечу, а руковожу больницей.

…В детстве некогда было думать о будущем. Говорят, я долгое время хотела, как папа, служить на подводной лодке. Все умилялись, но никто не сказал, что для этого надо было родиться мальчиком. Когда сама поняла, решила стать женой офицера. Уже в школе мне сказали, что это не профессия. Короче, сейчас я медсестра, и это не мое.

…Хотела стать врачом, но когда в школе началась химия, поняла, что не стану никогда. Задумывалась о музыкальной карьере, но в последнем классе музыкальной школы поняла, что не потяну. Никогда. Собралась в пединститут. Но с моим инязом, как мне сказали, туда нечего соваться. Что в итоге? Библиотечное отделение в училище, библиотека.

…Не люблю жить в городе, а живу, куда деваться. Хотел стать штурманом — а не стал, математика подвела. Результат плачевный: сижу в каморке и работаю фармакологом. И думаю: а что дальше?

…Быть юнгой, моряком, капитаном на парусном судне — именно в такой последовательности. Знал все типы парусных судов, названия мачт и парусов. Клеил модели. Морские узлы вязал с закрытыми глазами. А стал сначала программистом, а теперь непонятно кем… мы живем далеко от моря.

…Мой брат готовил меня в летчики на крутящемся кресле (были такие — дерматиновые, на металлической ноге). Однажды кресло сломалось, и пришлось пересесть на стул из гарнитура. Ну а на стуле какие полеты…

…В детстве мечтала построить свой город и стать его мэром. Помню, как чертила план города, достраивала там что-то. Купила себе общую тетрадку в 96 листов, писала списки семей с фамилиями и именами жителей города, их детей и т.д. А сейчас такая игра уже стала компьютерной, Symcity…

…Мечтал стать астрономом. Безумно! Столько всего знал! Но у нас в вузах поблизости не готовили астрономов или астрофизиков. Я бы точно поступил. В конце концов работаю столяром, чему и рад.

…С детства хотела быть ветеринарным врачом, ходила работать в зоопарк, очень любила возиться со всякой животинкой. А стала юристом. Вожусь с людьми и очень сожалею, что не стала ветврачом.

Материал приготовила Варвара ЧКАНИКОВА

Комментарий специалиста: Дайте ребенку выработать свою систему координат

Семья, и прежде всего семья определяет выбор будущей профессии ребенка. Значение имеет все: и социальный страт (материальное положение семьи), и род деятельности родителей, их увлечения и отношение к увлечениям ребенка, само отношение к жизни и способы решения проблем. Что очень важно — в семье человек получает и первые опыты выбора, принимает первые самостоятельные решения, или, как говорят ученые, овладевает навыками самоопределения.

Уметь слышать себя — большая наука, быть может, самая необходимая в жизни. Но слышать себя можно, только когда кто-то слышит тебя. И когда «за себя», за свои ошибки ты не будешь высмеян или отвергнут. Этого опыта нашим детям недостает. За них все знают. Про них понимают. Для них стараются. В конце концов, от них требуют отдачи: «Сделай, как сказано, и все получится… мать плохого не посоветует… ты жизни не знаешь, а я все вижу насквозь… не важно, что не нравится, потом спасибо скажешь» — требуют выполнения своих родительских программ, не всегда внятных и действенных.

Между тем каждый ребенок до поры, до времени «слышит» свою природу, свое естество — взрослым трудно не заметить эти прекрасные порывы, не умилиться чудесным фантазиям. Но вслед идет тревога: как же он жить-то будет? Читай: как он будет встраиваться в жестокий мир, конкурировать и выживать в нем? Взрослые буквально срывают эти опасные «розовые очки», подвергая постоянной критике и мир, и самого ребенка: «Видишь, какая трудная жизнь, видишь, какой ты у нас глупенький и неумелый». Иллюзий быть не должно, а вот поставить ребенка на надежные рельсы — достойная цель: «Мы же не вечные!»

Не вечные. Потому стоит подумать о том, каково будет человеку, входящему в самостоятельную взрослую жизнь и не имеющему внутренней, лично им выработанной системы координат. Не доверяющему ни себе, ни жизни. Такого не спасут от поражения ни хороший диплом, ни блестящая партия.

Владимир КАЗАНЦЕВ, кандидат психологических наук

997


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95