В современном обществе весьма ошибочные представления о том, что такое успех. Считается, что человек, учившийся в топовом вузе, умнее и лучше того, кто учился в обычном; что отец, который сидит дома с детьми, приносит обществу меньше пользы, чем тот, кто работает в престижной компании; что женщина, у которой 200 подписчиков в инстаграме, должно быть, менее ценна, чем женщина с 2 миллионами подписчиков.
Такое представление об успехе не просто отдает снобизмом, но и вводит в заблуждение и вредит тем, кто ему верит. Когда я писала свою книгу «Сила смысла», я разговаривала со многими людьми, идентичность и самооценка которых строились на их образовательных и карьерных достижениях. Когда им удавалось чего-то добиться, их жизнь казалась им значимой, и они были счастливы. Но когда они терпели неудачу или сталкивались с трудностями, и то единственное, что придавало их жизни ценность, исчезало, — они впадали в уныние и считали себя ничтожествами.
Герои моего книги научили меня тому, что успех заключается не в карьерных достижениях или материальных благах («чтобы у меня было все самое лучшее»). Он в том, чтобы быть хорошим, мудрым и щедрым человеком. Мое исследование показывает, что культивирование этих качеств приносит людям глубокое и прочное чувство удовлетворения, которое, в свою очередь, помогает им с достоинством переживать неудачи и поражения и встретить смерть с миром. Эти критерии нужно использовать для оценки нашего собственного успеха в жизни и успеха других людей, особенно наших детей.
Переосмысление идеи успеха
По мнению Эрика Эриксона, выдающегося психолога 20-го века, чтобы мочь жить наполненной и осмысленной жизнью, человек должен овладеть определенным навыком или усвоить определенную ценность на каждом этапе своего развития. Например, в подростковом возрасте ключевая задача в области развития — обретение идентичности. В молодости основной задачей является установление тесных связей и построение отношений с другими людьми. В зрелости самая значимая задача — развитие генеративности, выражением которой может стать воспитание следующего поколения или помощь другим людям в достижении их целей и раскрытии их потенциала.
В книге «Жизненный цикл завершен», размышляя о генеративности, Эриксон приводит анекдот об умирающем старике:
Он лежал на кровати с закрытыми глазами, его жена шепотом называла ему имена всех членов семьи, тех, кто пришел с ним попрощаться перед смертью. Старик слушал, затем внезапно приподнялся с кровати и спросил: «А кто тогда присматривает за магазином?»
И хотя это анекдот, в этом — дух зрелости, который выражается в заботе о поддержании порядка в мире.
Другими словами, вас можно назвать успешным взрослым человеком, когда вы перерастаете естественный эгоизм своего детства и юности, когда вы понимаете, что жизнь больше не состоит лишь в том, чтобы прокладывать свой собственный курс, а в том, чтобы помогать другим, будь то воспитание детей, наставничество коллег или создание чего-то нового и ценного для мира. Успешные люди воспринимают себя как часть большой мозаики и стремятся сохранить нечто ценное, как бы скромно оно ни было, для будущих поколений. Это наследие придает их жизни смысл.
Как сказал Энтони Тян, успешный предприниматель и автор книги «Хорошие люди», настоящий успех в том, чтобы «использовать ваши сильные стороны для служения призванию свыше». Во время нашего разговора он отметил: «Я не хочу, чтобы мои дети мыслили об успехе категориями «выигрыш/проигрыш». Я хотел бы, чтобы они стремились к полноте и цельности».
Стать нужным
В модели развития Эриксона противоположностью генеративности является «застой» — грызущее чувство того, что ваша жизнь бессмысленна, потому что вы бесплодны, бесполезны и не нужны.
Чтобы преуспевать, людям нужно чувствовать, что у них есть своя роль в обществе и они могут держать удар в трудные времена. Этот тезис был подтвержден в классическом психологическом исследовании 70-х годов, в котором на протяжении 10 лет участвовали 40 мужчин.
Один из этих мужчин, писатель, переживал трудный период в карьере. Но когда ему позвонили и пригласили преподавать писательское мастерство в университете, он сказал, что это было «будто подтверждение того, что я по-прежнему нужен».
Другой мужчина имел противоположный опыт. Он был безработным больше года, и вот что он сказал исследователям: «Я будто врезался в большую пустую стену. Я чувствую, что бесполезен, не могу ничего дать другим... При мысли о том, что я не могу обеспечить необходимое, что денег нет и что мы не можем дать сыну то, что ему нужно, я чувствую себя тупицей и сволочью».
Первому мужчине возможность быть генеративным дала цель. Для второго отсутствие такой возможности стало горьким ударом. Для них обоих — как и для большинства людей — отсутствие работы было не только экономической проблемой, но и экзистенциальной. Исследования показывают, что на протяжении всей истории уровень безработицы и число самоубийств растут параллельно. Потому что когда люди не чувствуют, что в их жизни есть стоящее занятие, они теряют почву под ногами и начинают метаться.
Но работа — не единственный способ быть нужным другим. Джону Барнсу, еще одному мужчине, участвовавшему в этом исследовании, этот урок дался тяжело. Барнс, ученый-биолог, работавший в университете, был чрезвычайно амбициозным и внешне успешным человеком. Он выиграл престижные гранты, в частности стипендию Гуггенхайма, был единогласно избран председателем своего отделения Лиги плюща и был заместителем декана медицинской школы.
И все же к середине жизни он ощущал себя неудачником. У него не было никаких целей, которые бы он считал достойными. Он чувствовал, что зашел в тупик. Всю его жизнь им двигало сильное желание признания и славы. Он хотел, в первую очередь, чтобы его признали выдающимся ученым. Но теперь он увидел, что его стремление к признанию лишь отражало духовную пустоту. «Должно быть, если ты так нуждаешься в одобрительных комментариях окружающих, тебе чего-то сильно не хватает внутри», — заключил он.
В среднем возрасте людям свойственно колебаться между генеративностью и застоем — между заботой о других и заботой о себе. По Эриксону, признаком успешности прохождения этого этапа развития является разрешение этого внутреннего конфликта.
И это в конце концов и сделал Барнс. Когда исследователи встретились с ним несколько лет спустя, он был меньше сосредоточен на своем личном продвижении и получении признания окружающих. Вместо этого он нашел подходящие ему способы служить другим: больше времени проводил с сыном, выполнял административную работу в университете и помогал аспирантам в их работе в лаборатории. Возможно, его научные изыскания останутся малоизвестными, и он никогда не будет считаться светилом в своей области. Но он переосмыслил для себя понятие успеха. Он ушел от гонки за престижем. Сейчас он посвящает свое время не только работе, но и близким, и чувствует себя нужным.
Во многом мы похожи на Джона Барнса. Может быть, мы не так сильно жаждем признания или не столь значительно продвинулись в карьере. Но, как и у Барнса, у большинства из нас есть мечты, которые не сбудутся. Вопрос в том, как мы отреагируем на это разочарование? Мы можем прийти к выводу, что мы неудачники и что наша жизнь лишена смысла. Или мы можем переосмыслить свое представление об успехе, совершая тихую работу по «присмотру за нашими магазинами» в наших собственных уголках этого мира и убеждаясь, что кто-то присмотрит за ними после того, как мы уйдем. А это, в конечном счете, и есть ключ к осмысленной жизни.
Эмили Смит