В свои 45 Владимир Кристовский ищет музу и верит, что жизнь только начинается. Он не намерен навязывать детям родительские интересы, живым выступлениям предпочитает виртуальные, знает цену слову, а полюбившийся материал стремится сделать музыкальнее. Об этом поэт, певец и композитор рассказал «Известиям» после своего юбилея, который совпал с 17-летием его дебюта на большой сцене.
— В 2003-м коллектива еще не существовало, но на концерте Земфиры вы дебютировали с песней «Прасковья». Есть повод подвести промежуточные итоги?
— Для меня лично 45-летие — дата совершенно не особая, отмечать его не собирался, мы работали в этот день. А работа для нас — праздник. Никогда не думал о том, чтобы подводить итоги. Мне кажется это странным: жизнь только начинается. Но даже если она будет заканчиваться, нет смысла что-либо подводить. Скажу лишь, что в данный момент меня устраивает абсолютно всё — и название коллектива, и содержание, и состав участников. Я с удовольствием занимаюсь творчеством, не пытаясь привлекать зрителей определенного возраста. Просто делаю то, что мне хочется, и очень рад, что публике нравятся наши песни!
— Осенью вы поучаствовали в создании альбома-трибьюта группы «Хроноп», приуроченного к 35-летию коллектива. Ваша версия песни «Любитель жидкости» получилась элитарной и очень музыкальной. Кажется, текст в ней отходит в тень, а на первый план выходят джазовые гармонии, инструментальные соло, латиноамериканские танцевальные ритмы. Это так?
— История с трибьютом для меня редкая: занялся им, потому что попросили. Но от такой работы получаю большое удовольствие, ибо есть много песен, которые мне нравятся, но которые написал не я. Мне по душе в домашней обстановке петь под гитару чужие песни — своими они не становятся, обретают новое видение. «Любителя жидкости», например, люблю и знаю наизусть с юности, поэтому на него и пал выбор. Учить заново не пришлось, но мы решили попробовать интерпретировать композицию в стиле Uma2rman. И да, мы хотели сделать ее немножко музыкальнее. Аранжировка родилась спонтанно: начали играть с коллегами, и все случилось само собой.
— То, что на записи перед инструментальными проигрышами песни вы объявляете имена солистов группы на клавишах, гитаре, духовых, — тоже часть этой концепции?
— Идея возникла на репетиции. Мы работали, и как оно пошло, так и записали. Это студийная импровизация.
— Как бы вы отнеслись к трибьютам своих композиций?
— Я был бы совершенно не против.
— Недавно вы выложили в Instagram фрагмент акапельной репетиции «Радуги». Над записью песни Юрия Визбора вы работаете с певицей Варварой Визбор. Что станет изюминкой новой аранжировки?
— Музыкальной частью «Радуги» занимается Варя. Работа еще не закончена, совершенно не знаю, как идет процесс записи и какой в итоге будет песня. Все в руках Варечки. Я в этой композиции — оппонирующий голос, поющий свой текст (точнее, текст Визбора). И не более того.
А в Instagram иногда пою разные песни, других авторов или свои ранние. По настроению.
— Как, например, композицию «Муза». Исполненная дома, она также появилась на вашей страничке. Означает ли это, что идет работа над новой авторской песней? Ведь вашу свежую композицию «Атомная любовь» вы еще даже не записали, а лишь спели на телевизионном концерте в сентябре.
— Именно это и означает. Я ищу музу — параметры вы знаете, они озвучены в песне — и хочу написать новый материал. Однако муза пока не найдена, и вопрос остается открытым.
— Вы придаете большое значение слову. Оно ваш главный музыкальный инструмент? Есть ли идея, которую вы стремитесь донести через тексты песен?
— Глобальной идеи нет, каждая композиция говорит о чем-то своем. Песня рождается из совокупности текста и музыки, они влияют друг на друга, и должен сложиться гармоничный симбиоз. Но для меня слово в композициях первостепеннее музыки, Наверное, потому что я не очень музыкант. У меня нет полноценного музыкального образования, и я не понимаю, как только лишь игрой на гитаре можно рассказать историю. Допустим, мой хороший знакомый Денис Мацуев, играя на рояле, может выразить то, что чувствует. Я же в музыкальных средствах ограничен, поэтому мне нужно использовать слова.
— При этом вы сетуете, что публика, увлеченная музыкой , не слышит в песнях текст. Как стараетесь исправить ситуацию?
— Для этого на концертах работает звукорежиссер. Его задача — сделать так, чтобы голос был слышен в зале, а текст различим.
— Карантин подарил Uma2rman опыт выступлений в онлайн формате. Насколько приемлемым он оказался для вас?
— Для меня подобный формат — великое счастье, я обожаю онлайн-концерты. Когда выступаешь в зале для определенной группы людей, не нужно представлять себе, кто эти люди. Ты видишь их самих, их реакцию. А онлайн-формат прекрасен тем, что зрителей может быть бесчисленное количество. И какие они, в каких обстоятельствах смотрят и слушают тебя, можно только догадываться. Охват виртуальных выступлений гораздо больший. Ведь если мы приезжаем на корпоратив в офис Москвы или другого города, то выступаем только для его сотрудников. А если мы даем для этой же компании онлайн-концерт, нас слушают сотрудники в 50 городах, и это здорово. Мне нравится и то, что стало меньше работы на выезде. Я больше времени провожу с семьей, правда, не высыпаюсь. Концертные вечера проходят в студии или даже дома. Петь в домашней атмосфере под гитару для меня, повторюсь, — большая радость.
— Ваши дети Федор и Тея проявляют интерес к музыке?
— Пока нет, и специально мы детям ничего не навязываем. Они выбирают только то, что им нравится. Федору, например, интересен «Щенячий патруль», «Вспыш и чудо-машинки». А Теечке нравится все, что валяется на полу: она это может собрать и съесть.
— В последнее время новых саундтреков к фильмам вы не создавали. Ваше отношение к работе в кинематографе изменилось?
— Просто не было предложений в последний год. Но если бы поступили, принял бы. А вот съемки в кино помогли понять, что я не хочу быть актером.
— До начала музыкальной карьеры вы учились на парикмахера, работали санитаром в морге, хотели стать фермером… Для вас это — воспоминания или источник вдохновения?
— Всё, что мы переживаем, становится частью нас. Из перечисленных занятий именно музыка осталась в моей жизни, потому что за нее больше платят. Но, конечно, весь накопленный опыт впоследствии пригодился в написании песен.
— Можете привести пример?
— Конкретных примеров не приведу, но уверен в том, что сейчас сказал.
Анастасия Попова