Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Онтологические штудии

Часть вторая. Ступени 4-7

Онтологические штудии. Часть первая. Ступени 1-3 
 


 

 

Pulchra res homo est, si homo est

Прекрасное существо человек, если

оно - человек.

 

СТУПЕНЬ ЧЕТВЁРТАЯ

ВЫБОР АВТОРИТЕТОВ

Как говорилось уже на Первой ступени  не бывает чужих знаний. Поэтому давайте сразу договоримся  всё, о чём рассказывается в рамках данной рубрики, вы должны воспринимать только как личные знания и убеждения автора. Вы можете познакомиться с содержанием данного материала, самостоятельно его осмыслить и потом перепроверить.

Вообще стоит научиться различать, кто для вас является в том или ином вопросе авторитетом, то есть, человеком, чьё мнение важно и весомо, поскольку оно базируется на ПОНИМАНИИ.

Вы же не будете слушать как правильно растить урожай крестьянина, у которого на поле одни сорняки, или прислушиваться к совету предпринимателя, который накануне разорился?!

 ГЛАВНОЕ –

Прежде чем сделать для себя какого-то человека авторитетом, вы должны иметь прямые доказательства его авторитетности. Главным таким доказательством является правдивость убеждений или утверждений человека.

Мастер может стать авторитетом только тогда, когда подтвердит свои слова делом, и все увидят результат его труда. Изобретатель станет авторитетом только после того как представит общественности свои изобретения, и эти изобретения окажутся действительно рабочими и важными. Учёный может стать авторитетом, когда экспериментально докажет свою научную теорию. Философ может стать авторитетом, когда его умозаключения найдут подтверждения в реальной жизни или изменят реальную жизнь. И так далее.

Даже учитель в школе должен доказать ученикам свою авторитетность.

Многие не задумываются о Лестнице Бытия, основанной на знаниях, и предпочитают верить порой во всякую чепуху, потому что выбрали для себя в качестве авторитетов не тех людей или откровенных шарлатанов.

Между тем, для подрастающего поколения это вовсе не значит, что можно игнорировать взрослых по той причине, что эти взрослые должны сначала доказать свою авторитетность. Это очень важно понимать и различать.

Свою авторитетность взрослые должны доказать только в вопросах знаний.

Но абсолютно все взрослые по отношению к молодёжи являются безоговорочными авторитетами в вопросе жизненного опыта. И если взрослые говорят подростку, что так себя вести нельзя, или что это кино ничему хорошему его не научит – значит так оно и есть. И эта тема нас ещё ждёт впереди...

СТУПЕНЬ ПЯТАЯ

АНАЛИЗ ПОСТУПАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ

Допустим, вы заглянули в интернет и прочитали следующую новость: «Китайские ученые клонировали динозавра. Небывалый успех китайских биологов  в одной из своих секретных лабораторий им удалось получить живой зародыш динозавра. Американские инвесторы уже сделали предложение на миллиард долларов, чтобы реализовать идею голливудского «Парка юрского периода». Источник: (даётся ссылка на некое интернет-издание)».

Очень многие, ознакомившись с такой новостью, потом в компании перескажут её как свершившийся научный факт:

- До чего техника дошла  в Китае уже динозавров клонируют!

И всегда найдется какой-нибудь вредный умник, который разрушит весь эффект от рассказа:

 Где это ты узнал  не в интернете, случайно?.. А почему не названы фамилии «великих китайских учёных» – ведь они достойны нобелевской премии?.. А как разработки секретной лаборатории, да еще китайской, попали в интернет?.. А почему не говорится зародыш какого именно динозавра получили учёные?.. И, вообще, кто автор новости? Кто является первоисточником информации?

Первоисточником оказался какой-то «жёлтый» сайт про всякие бредовые чудеса...

Этот умник сделал то, что вы должны делать постоянно – он быстро подверг информацию анализу и так же быстро пришёл к выводу, что правдивой, следовательно, важной и авторитетной она считаться никак не может.

Для вас должен стать привычкой, автоматическим действием, над которым вы не должны даже задумываться – как вы не задумываетесь над тем как дышите, например  постоянный критический анализ информации.

 ГЛАВНОЕ –

Анализ информации – это разбор поступающих данных по уровню их правдивости, важности, авторитетности.

При оценочном анализе, как это показано выше, определяющую роль играет ПЕРВОИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ.

Бывали случаи, когда чьё-то утверждение все считали историческим фактом до тех пор, пока кто-то не удосуживался докопаться именно до первоисточника информации. А тот оказывался довольно сомнительным.

Нередко неприятности такого рода происходят и в повседневной жизни. Мы иногда верим слухам о друзьях и близких, вместо того чтобы позвонить друзьям и родным и получить правдивые сведения от них самих, то есть,  из первоисточника, а не от посторонних людей.

Анализ помогает не только не дать себя обмануть или ввести в заблуждение  порой опасное,  но и помогает разобраться в чужом поведении. А иногда и в собственном.

Например, вы знаете, что такое обида? Думаете, это чувство досады от действий другого человека?

А вот и нет...

СТУПЕНЬ ШЕСТАЯ

РАСПРОЩАЙТЕСЬ С ОБИДОЙ

Мы постепенно подбираемся к очень ответственным темам и, как это ни странно звучит, их открывает тема обиды.

Почему? Да потому что глупый человек не в состоянии постигнуть никакие знания. А человек обидчивый – безусловно глуп.

Первый признак обиды – чувство жалости к самому себе.

Второй признак обиды – чувство раздражения по отношению к обидчику.

И мы редко задаёмся вопросами – а почему мы обиделись и что вообще такое обида?

Обида возникает только в трёх случаях.

1. Ваша совесть говорит вам, что обидчик сказал неприятную для вас, но правду.

Пример: вы решили похвастаться перед друзьями молодецкой удалью и наврали им, что недавно задержали на улице преступника, да ещё махнули за ним через забор, чтобы тот не скрылся. И вдруг один из друзей хохочет:

 Чтобы ты, жиртрест,  догнал и задержал преступника? Чтобы ты, ленивый пузан,  сумел перелезть через забор?! Ой, не могу! Врать сначала научись!

Так оконфузить! Назвать пузаном и уличить во враках! И это при всех! При девчонках тоже! Как не возненавидеть такого приятеля? Как на него не обидеться? Он что – промолчать не мог, даже если такой умный?

И вам кажется, что причиной обиды стал этот приятель, который посмел оскорбить вас в присутствии других. Но на самом деле вы обиделись из-за того, что вас вывели на чистую воду. Вот настоящая причина обиды! Вас представили таким, каким вы являетесь на самом деле – и вы сами на это напросились! Вы действительно не дружите со спортом, и любой, глядя на вашу тучную фигуру, усомнится в ваших способностях пробежать хотя бы стометровку. И вы действительно всё наврали. Тут в пору обижаться вашим друзьям, если вы их считали за таких дураков, что они поверят в ваши неумные россказни.

Вывод из ситуации: радуйтесь, что за ваше враньё вас не побили. Хвастаться своими достижениями – и то нехорошо, а уж хвастаться придуманными подвигами – втройне недостойно. В том, что вас обличили, виноваты только вы сами. Да, некрасиво получилось, и постарайтесь в будущем больше не создавать таких некрасивых ситуаций. А тому, кто вас остановил, пусть грубо и нелицеприятно – спасибо. Да, да, спасибо! Иначе неизвестно до чего бы вы доврались.

2. Вторая причина обиды: вы ожидаете от человека то, что он не обязан для вас делать.

Дети часто обижаются, что родители не скупили им все игрушки в мире, влюблённые – что их предмет страсти не обращает на них внимания.

Но я приведу пример на этот раз из собственной жизни. В молодости я был неизменным организатором вечеринок в нашей компании друзей. Ну, а если у меня был день рождения, то, естественно, каждый год все собирались у меня. Однако, со временем я заметил, что сами друзья меня на свой день рождения часто не приглашали. И вот как-то мне самому расхотелось на свой день рождения собирать шумную компанию. И некоторые друзья на меня после этого… обиделись! Меня тогда это потрясло. Я спрашивал обидевшихся: у вас день рождения был? Был. Вы меня на него пригласили? Нет. Мало того, вы меня вообще ни разу не приглашали! Я же не обижаюсь – это ваше дело. А тут стоило мне вас один раз не пригласить – и вы целый скандал из этого устроили… Самое интересное, что до некоторых дошло, а некоторые так и остались обиженными, мол, я отговорился и всё…

У девчонок тоже нередка ситуация, когда любимый парень забыл про их день рождения. Можно, конечно, поплакаться по этому поводу, но обижаться – на что? Тебе же не нравится Ваня Петров, который влюблен в тебя с первого класса. Так Петрову что - на тебя обижаться? Что бы ты ему сказала на это? Наверное, что Ване следует повнимательнее посмотреться в зеркало и поискать причину в себе. Что для того, чтобы тебе понравиться, ему не помешало бы заняться спортом и вообще доказать, что он интересный человек и что он интересно строит своё будущее…

Стоп-стоп. Получается, тебе тоже нужно посмотреться в зеркало – насколько ты сама интересный человек?..

Вывод из ситуации: сами мы себя считаем независимыми и любим повторять «я никому ничего не должен». Необходимо это помнить по отношению к другим – вам никто ничего не должен. Если дают – нужно быть благодарным за это. Не дают – так и не обязаны. Если вы обижаетесь на это – вы глупец.

3. Третья, последняя причина обиды: вы не смогли поставить обидчика на место, а в той ситуации это было необходимо.

Будь иначе, вы не проводили бы бессонные ночи, представляя себе в сто первый раз, как уничтожаете нахамившего вам обидчика чертовски остроумным ответом.

Если же речь идёт о прямом физическом оскорблении – вывернули карманы или дали оплеуху – то невозможность дать сдачи (физическая немощность или откровенная трусость) является в таких случаях самой распространённой причиной обиды. Хулиган терроризирует вас во дворе, или, скажем, в школе, а вы не в состоянии дать достойный отпор - конечно, обидишься и на хулигана, и на весь белый свет, в котором живут такие хулиганы. Что вам ещё остаётся, если у вас напрочь отсутствует чувство собственного достоинства? Продолжайте обижаться, «на обиженных воду возят». Отличная, к слову, поговорка. Запрягли такого обиженного вместо лошади в водовозку, он обижается, но воду возит. Проклинает своих обидчиков, обижается на них, но воду-то возит! Что и требуется обидчикам. Им-то какая разница – обижается их «водовоз» или нет. И это вместо того, чтобы вам сбросить с себя ярмо и пойти по своим делам.

Вывод из ситуации: если вас несправедливо обижают, задирают, унижают физически или морально - идите обижаться на самого себя. Это значит, что вы настолько тупы, физически слабы или трусливы, что не в состоянии нахала «поставить на место». И это чисто ваши проблемы. Других же так не задирают и не унижают. Потому что те другие умеют постоять за себя, а если понадобится – и за других.

В любом случае обижаться на других, и особенно на обстоятельства, на судьбу, на Бога – удел глупцов.

 ГЛАВНОЕ –

Дурак обижается, а умный делает выводы.

Сделаем сейчас и мы общий вывод из всего только что сказанного:

Только умный человек способен учиться у других и признавать собственные ошибки.

СТУПЕНЬ СЕДЬМАЯ

О САМОКРИТИКЕ И ХАНЖЕСТВЕ

Кому-то может показаться, что мы ушли от рассмотрения тайн Бытия и занялись прикладной психологией, но это не так. Как говорилось на предыдущей ступени  тайны не открываются ограниченным людям, следовательно, прежде чем вы научитесь понимать мир окружающий, нужно как следует разобраться в себе самих.

Мы только что пришли к выводу, что человек обидчивый  глуп. Во всех своих личных бедах и неудачах он винит кого угодно, только не себя. Ему даже в голову не приходит иная альтернатива. Что это означает для процесса познания? А то, что такой человек не готов представить себя в роли тупой хрюшки со свинофермы, для него это обидно. Являться такой хрюшкой для него не обидно, а говорить об этом – обидно!

Любой психолог вам скажет, чем отличается человек нормальных умственных способностей от больного идиота.

 ГЛАВНОЕ –

Идиот никогда не признает свой поступок глупым, потому что, будучи умственно слабым, не способен дать поступку правильную оценку. Проще говоря, идиот никогда не признает себя идиотом, потому что он идиот.

Человек нормального умственного развития всегда сможет посмотреть на себя со стороны и даже подвергнуть себя самокритике.

Самокритика – это способность признать некоторые свои поступки неверными и плохими.

Как это трудно, а иногда даже требует определённого мужества, знает каждый человек.

В советском фильме «Трест, который лопнул», снятом по произведениям американского писателя О. Генри, есть прелюбопытнейшая сцена. Какой-то прохиндей поставил на морском пляже большую ширму с отверстием в виде замочной скважины и стал зазывать публику:

 Спешите видеть! Единственные гастроли в вашем городе! Сцены из жизни отдыхающих горожан! Всего за два цента! Невиданный доселе аттракцион!

К «аттракциону» потянулась толпа зевак, выстроилась огромная очередь. Выстоял очередь и главный герой фильма. Он заплатил два цента, после чего заглянул в таинственное отверстие. Что же он увидел? Естественно то, что находилось по ту сторону ширмы – море, пляж и прогуливающихся по пляжу отдыхающих.

Поняв, что его попросту надули, главный герой отошёл в сторонку и стал наблюдать за другими посетителями «аттракциона». Многие, заглянув в замочную скважину, пожимали затем плечами, но молча уходили, даже не пытаясь вернуть фактически украденные у них деньги.

- А вы не боитесь, что вас побьют? – спросил затем главный герой хозяина ширмы.

- Абсолютно нет, - засмеялся в ответ мошенник. – Люди никогда не сознаются в том, что их обманули, иначе придётся признать себя дураками.

Куда охотнее они помогут обмануть других – чтобы не чувствовать себя дураками единственными!

Самокритичный взгляд на себя со стороны всегда поможет покинуть общество самодовольных дураков, готовых поверить в любую чушь сами и убедить в её величии других, лишь бы пребывать в полной уверенности, что они умнее всех.

Было время, я разъяснял «темноте» смысл абстрактного «искусства», говорил о «музыке цвета» и «красках звуков», о «гипнозе таланта». И только после того, как осознал в себе вместо интеллектуала обычного такого напыщенного павлина, заучившего мудрёные слова, мало понимая при этом их значение – все чары аттракциона под названием «искусство модерна» тут же испарились. Я сразу же увидел в невероятно знаменитой картине «Чёрный квадрат» то, что там нарисовано на самом деле – чёрный квадрат и ничего более. Её автора, Казимира Малевича, я мгновенно осознал как обычного мошенника, а всю нашу искусствоведческую интеллигенцию – той самой очередью дураков, которая выстроилась у данного «шедевра» и боится признаться, что её попросту надули. Для того, чтобы не остаться дураками единственными, они даже повесили эту нарисованную на холсте простенькую геометрическую фигуру в Третьяковской галерее и написали тысячи «искусствоведческих» статей, в которых пытаются замаскировать своё мракобесие наукообразными словами.

Правда, среди них есть далеко не глупые люди, прекрасно понимающие весь бред так называемого «современного искусства», но продолжающие утверждать, что его

просто не все могут понять. Эти люди помогают мошенникам дурачить народ, чтобы самим на этом аттракционе невиданной глупости делать деньги.

Вот когда мы сталкиваемся с очередным видом общественного поведения – с ханжеством.

 ГЛАВНОЕ 

Ханжа – человек, который окружающим предлагает одну идеологию, а сам живёт по другой.

Ханжа говорит о набожности, благочестии, а сам развратник, либо вообще человек неверующий. Ханжа говорит о демократии, а сам борется за личную диктатуру. Наконец, ханжа рекламирует «современное искусство», но в личную домашнюю коллекцию покупает исключительно якобы устаревшую по его же словам традиционную живопись.

Продолжение следует…

Сергей Колобаев

140


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95