Психологи отмечают, что родителям свойственны некоторые типичные установки, которые препятствуют воспитанию в подростке ответственности. Какие же это установки?
Первая. Родители думают: «Я отвечаю за все, что делает мой ребенок». Это очень можно понять. Родители хотят контролировать жизнь ребенка, потому что беспокоятся, боятся за него. Но тем самым в ребенке укореняется встречная установка: «Это родители отвечают за мои действия, а сам я за них не отвечаю». Вторая родительская установка: «Если не заставлять, он не будет это делать». Что — это? Да что угодно: выполнять домашние задания, заниматься физкультурой, заботиться о кошке, убирать в комнате… Ответная установка ребенка, увы, полностью соответствует страху родителей: «Если меня не заставлять, я не буду это делать!» Третья установка: «Он не сможет позаботиться о себе, он не сможет принять правильное решение». Решение о чем? Опять же — о чем угодно. И эту установку ребенок тоже полностью копирует: «Я не смогу о себе позаботиться и сделать правильный выбор». И не сможет!
Несомненно, что родителям нужно,
«Мой ребенок самостоятельный и ответственный, он отвечает за то, что делает». — «Да, я самостоятельный и ответственный, я отвечаю за то, что делаю».
«Я могу доверять ему, его и заставлять не надо». — «Зачем меня заставлять, я и сам все понимаю и делаю все, что надо!»
«Мой ребенок способен о себе позаботиться, он сделает правильный выбор». — «Конечно, смогу! Конечно, решу правильно».
Но такие установки должны проявляться не только в том, что родители думают про себя и говорят вслух, а еще и в том, как изменяются их действия по отношению к подростку. Взяв себя в руки и даже потренировавшись перед зеркалом, подростку надо будет сказать: «Я беспокоилась, сердилась и ссорилась с тобой
«Как это?! — воскликнут многие родители. — Да если его не заставлять, то он…» Увы, действует негативная установка. Попробуйте не заставлять, попробуйте передать ему ответственность хотя бы для начала за его комнату. А что скорых результатов не будет, так это правда.
Ростова Людмила