Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Опасный праздник

День народного единства, отмечаемый 4 ноября, был придуман «наверху» пять лет назад ради того, чтобы затмить 7 ноября.

Решили, что сохранение этого «красного дня календаря», хотя бы и под другим названием (День примирения и согласия вместо Дня Великой Октябрьской социалистической революции), — непростительная оплошность, возможная лишь в «лихие 90-е».

Получив указание отыскать в истории России хоть что-нибудь годное для празднества в начале ноября и не имеющее при этом отношения к коммунистам, референты забрались аж на четыреста лет назад, в Смутное время.

Как сказано в одном романе Набокова, «во всём этом диком вздоре есть ещё свой частный смешной завиток».

Дело в том, что 4 ноября 1612 года ополчение Минина и Пожарского заняло лишь Китай город. А Кремль был освобождён как раз 7 ноября. Как всё-таки лукава, умна и насмешлива история!..

Впрочем, 4 ноября — это ещё и День Казанской иконы Божией Матери. Но это праздник религиозный, а если говорить ещё точнее — православный.

Получается, День народного единства постарались сделать «многоцелевым». Для православных — праздник едва ли не самой известной и почитаемой русской иконы. Для представителей всех других конфессий, не говоря уж об атеистах, — день освобождения от польской оккупации (точнее, от власти, говоря современным языком, коллаборационистов, предателей-бояр).

Но как быть с теми, кому польская оккупация 400-летней давности по барабану? А она ведь действительно по барабану...

В общем, хотели как лучше, получилось как всегда: праздник вышел для всех — и ни для кого. Когда при Ельцине День ВОСР переименовали в День примирения и согласия — это было честнее и умнее.

Действительно, уж через восемьдесят лет после событий 1917 года пора бы примириться и согласиться — в смысле, прийти к общему соглашению, — и успокоиться, в конце концов. Декорации жизни совершенно изменились.

Если уж внук Аркадия Гайдара, одной из ключевых фигур советского пантеона, стал основоположником либеральных экономических реформ и «лихих 90-х», о чём ещё можно говорить. Примирение и согласие!

Это был день дискуссий «красных» и «белых», споров о нашем общем, невзирая на идеологические различия, прошлом. «Оставим их вдвоём. Не будем им мешать. И, может быть, до чего-нибудь они договорятся», как сказано у Булгакова.

Главное, этот день вызывал живой отклик в народе — негативный ли, позитивный, дата великой революции, дата великой трагедии, но равнодушных не было.

Иное дело — какое-то 4 ноября. День входа народного ополчения в Китай-город. Даже не в Кремль. Окончание Смутного времени? На самом деле никакое не окончание: таковым в исторической науке считается всё-таки 7 февраля 1613 года, день избрания на царство Михаила Фёдоровича Романова — восстановление федерального правительства, говоря по-современному.

Так или иначе, а нам предлагается искренне и глубоко проникнуться событиями, случившимися в нашей стране около 400 лет назад.

Конечно, там есть за что зацепиться, что притянуть к нашим реалиям. Даже если не играться с параллелями Дмитрий — Лжедмитрий (а почему бы, собственно, не поиграться).

Наследник Ивана Грозного, «Сталина» XVI века, Фёдор Иванович оказался личностью слабой, инфантильной и болезненной. С детьми сильных и властных отцов такое бывает нередко. Всю полноту власти получил шурин молодого царя Борис Годунов. Народ понимал, что реальная власть принадлежит Борису, и винил его во всех своих бедах.

Когда в Угличе при неясных обстоятельствах погиб младший сын Ивана Грозного, Дмитрий, виновником этой смерти молва нарекла Годунова. В 1598 году, после кончины Фёдора, оставшегося бездетным, Земский собор под председательством патриарха Иова («приятеля Годунова», по словам историка Ключевского) избрал на царство Бориса.

А через три года, в 1601-м, в Польше объявился самозванец, выдающий себя за чудом выжившего царевича Дмитрия. Русский народ охотно поверил в «царевича» и его праведную миссию. Ну а «властной элите» Борис тоже осточертел. Сам Годунов, узнав о самозванце, прямо сказал своим боярам, что это «ваших рук дело». Пиар-проект «Гришка Отрепьев», добро пожаловать!

Что было дальше — читайте историческую литературу. Бардак начался в России: гражданская война и разгул бандитизма, чехарда на троне и разложение госаппарата, попытка Польши хапнуть фактически бесхозную страну себе, и только Минин с Пожарским сумели организовать народное ополчение и выбить из Москвы всю эту мутную дурь — в прямом и переносном смысле.

Так что при желании День народного единства приобретает значение, довольно угрожающее для современной власти. А ну, как и вправду народ объединится, и...

Недаром пять лет подряд в этот день организуются национал-патриотические демонстрации (а чего вы хотели?). Вот и снова объявлен Русский марш, а проводит его небезызвестное Движение против нелегальной иммиграции.

Не исключено, что своё шествие проведёт и либеральная оппозиция, пресловутые «несогласные», — так сказать, удар с другого фланга.

Общее у них есть — и тем, и другим не нравится нынешняя власть.

В качестве связующего звена — небезызвестный Эдуард Лимонов. А что? Вроде бы в компании с Немцовым тире Каспаровым — и в то же время считается «красно-коричневым». И тем и тем угодил богемный хулиган и политик-экстремист, автор «Эдички» и «Великой эпохи»...

В общем, вместо примирения и согласия можно получить такое народное единство, что мало не покажется никому. Не сейчас, так в будущем.

Седьмое ноября, право, было безопасней.

Ваш Роман Олегович Иванов

787


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95