В прокат выходит криминальная драма «Вдовы» Стива Маккуина. Желание режиссера высказаться сразу обо всем на свете привело к бессвязному результату, считает Юлия Шагельман.
Вероника (Виола Дэвис), Линда (Мишель Родригес) и Элис (Элизабет Дебики) стали вдовами прямо на вступительных титрах картины. Фургон, в котором четверо преступников пытались уйти с украденными деньгами, взорвался и сгорел, а вместе с ним — привычный уклад жизни трех женщин, чьи мужья и находились в злополучном автомобиле. Нельзя сказать, чтобы этот уклад был идеальным: муж Элис ее регулярно поколачивал, муж Линды проигрывал семейные деньги на бегах, и только Вероника и Гарри (Лиам Нисон), кажется, жили душа в душу, а пентхаус в хорошем районе, машина с шофером и дизайнерские наряды приятно украшали их брак.
Через пару дней после аварии в пентхаус является криминальный авторитет, по совместительству кандидат в городской совет Джамал (Брайан Тайри Генри), который сообщает, что сгинувшие два миллиона принадлежали ему, и требует их вернуть. Заявление в полицию противоречит как законам жанра, так и рисуемой в фильме картине тотально прогнившего общества, поэтому Вероника находит двух других вдов и предлагает самим организовать ограбление, план которого она нашла в оставленном Гарри блокноте. Четвертой в их компании становится Белль (Синтия Эриво), парикмахерша и бебиситтер, охотно согласившаяся подзаработать.
Новая работа Стива Маккуина, до того снимавшего стопроцентно авторские исследования человеческой природы в условиях экстремального насилия («Голод», 2008) или всеохватной некоммуникабельности и нелюбви («Стыд», 2011), а также масштабное оскароносное полотно «12 лет рабства» (2013), основана на британском криминальном сериале 1983 года. Соавтором сценария стала сочинительница забористых триллеров Гиллиан Финн. Но от этого режиссера ждать чисто жанрового кино, конечно, не стоит.
Традиционный сюжетный костяк heist movie (замысел—подготовка—ограбление—уход с добычей), кажется, только связывает по рукам и ногам создателей картины, вознамерившихся за два часа экранного времени обличить все пороки американского общества. Они не пропускают ни одной актуальной проблемы: расизм, феминизм, продажные политики, свободный доступ к оружию, место иммигрантов в обществе, межрасовые браки, домашнее насилие, полицейский произвол, манипуляция голосами на выборах… А еще — малый бизнес, которым управляют женщины, малый бизнес, которым управляют представители меньшинств, малый бизнес, которым управляют женщины—представители меньшинств. Замах получается грандиозный, вот только ни на одной из этих проблем авторы не останавливаются, спеша перейти к следующему пункту злободневной повестки. Немудрящие выводы же сводятся к оправданию любых действий центральных героинь: не они такие, жизнь такая.
В результате просмотр фильма напоминает чтение ленты либеральной части американского «Твиттера», в которой каждый новый пример социальной несправедливости вызывает волну праведного возмущения, но длится та не дольше положенных 280 знаков. Что касается самого ограбления, то оно превращается в эпизод криминальной хроники, случайно затесавшийся среди политических новостей и никому особо не интересный.
Юлия Шагельман