Я уже рассказывала, что училась музыке, вернее, вернулась к музыке, будучи взрослым человеком.
Моя профессиональная учеба была интересна тем, что во мне одновременно жил и ученик и учитель. Ученик делал ошибки, а учитель наблюдал, находил причины этих ошибок и пути — как их исправить.
В какой-то момент я поняла, что ошибки – это не иллюстрация моих неудач, а друзья-подсказчики – они показывают, где нужно остановиться, в каком месте не хватает внимания, интереса, любви.
Ошибки перестали меня огорчать.
Я начала им улыбаться – ведь они друзья!, иногда мысленно восклицая: «ах, вот в чем дело!»
Ошибки бывают разные. Иногда ошибаешься в совершенно неожиданном месте — значит, именно здесь играла автоматически, не слушая, не проживая этот миг.
Или спотыкаешься в одном и том же такте – значит, надо остановиться, и тогда замечаешь, что всего-то надо подобрать удобные пальцы.
Бывает, взгляд невольно замечает знак из предыдущего такта, и от этого цепляешься за черную клавишу; иногда невнятно звучат быстрые ноты, и значит, надо играть медленно, выслушать каждую, и тогда пассаж заискрится, начнет переливаться звуками-красками.
Любые ошибки в результате ведут к тому, чтобы зазвучало так, как хочется.
Сейчас я улыбаюсь ошибкам моих учеников – я понимаю, о чем эти ошибки говорят, и я рада этим подсказкам.
Но главное мое достижение – это когда ученики начинают сами улыбаться своим ошибкам.
Когда ошибки не вызывают огорчение или досаду, а воспринимаются как друзья-советчики, то играть становится намного легче – ведь находится среди друзей приятно, а с улыбкой любые шаги, даже медленные и повторяющиеся, приносят радость.
Алла Азарх