Утром за мной заехал Марат Рауфович и мы с большим запасом по времени отправились к метро «Красные ворота». Там головное здание РЖД.
Поставили машину в двухстах метрах от входа. Вышли из машины и не торопясь пошли ко второму подъезду. Фасад здания РЖД сейчас ремонтируют, и поэтому мы шли по сколоченному из досок временному переходу, крытому профнастилом.
Нас опередила группа из четырёх человек, и мы решили дать им открытки.
Человек, которому я вручил очередную открытку, увидев меня, воскликнул:
— О! Так это же сам Шахиджанян! Не может быть! Я же проходил вашу программу, дайте пожать вашу руку!
Остановились. Время позволяло провести небольшую беседу.
Поговорили. Выяснилось, что мои новые знакомые из Питера и ко мне относятся замечательно. Обменялись телефонами. Они обещали подумать о корпоративной версии.
День начался хорошо.
Сергей Юрьевич Саратов принял нас вовремя. Он пригласил на беседу трёх своих сотрудников из департамента по управлению кадрами РЖД. Мы с Маратом Рауфовичем всё подробно рассказали и показали, обсуждение заняло минут двадцать. Впечатление от встречи осталось хорошее.
Сергей Юрьевич Саратов показался мне человеком современным, деловым, обаятельным и точным. Мы его зарегистрировали на нашем сайте, он обещал проходить «СОЛО».
Что ж, может быть, эта попытка взаимодействия с РЖД окажется продуктивной?
В центральном аппарате РЖД все должны уметь набирать слепым десятипальцевым методом. Бумаг там пишется немыслимое количество: распоряжений, приказов, методических советов, отчётов, директивных писем, указаний, справок, резолюций по результатам тех или иных совещаний и прочее, прочее, прочее.
Слепым десятипальцевым методом полезно овладеть не только руководителям департамента и их заместителям, не только секретарям, референтам, советникам, но и различного рода инструкторам, инспекторам, специалистам разного класса, юристам, экономистам, плановикам, снабженцам, инженерам, сотрудникам по кадрам…
Руководство РЖД, поскольку само не умеет набирать десятипальцевым методом, суть моего предложения не понимает. Реакция простая: мы же не машинистки, самое главное для нас думать, принимать решения, а оформить его на бумаге можно и двумя пальцами.
Просто непрошибаемая стена.
Я предложил Сергею Юрьевичу Саратову провести эксперимент: обучить сотрудников своего департамента по кадрам. Он обещал подумать.
Ещё один аргумент, который используют в беседе со мной чиновники: нет времени для занятий. И тут я всегда вспоминаю притчу про лесника.
Человек идет по лесу и видит: пилит лесник дерево. Долго, нудно.
— Что так долго пилишь?
— Пила тупая!
— Так наточи!
— Некогда!
У нас постоянно не хватает времени наточить пилу.
Вот поэтому мы так и живём.
Я реально предлагаю изменить жизнь к лучшему. Каждый день получаю письма с благодарностью от учеников. Но эти письма, к сожалению, не читают руководители ведомств. Впрочем, думаю, если бы и читали, ничего не изменилось бы. Почему? Потому что начальники сами не умеют набирать и не считают, что этим навыком должны владеть другие.
Сдаваться не собираюсь. Мало того, уверен, что буквально месяца через три-четыре у нас коренным образом изменится отношение к слепому десятипальцевому методу набора.
Некоторые руководители сами научатся и тогда сделают всё, чтобы их подчинённые тоже овладели этим методом.
Сегодня встречался с одной учительницей. Она встретила меня, кинулась мне на шею, стала обнимать и целовать.
— За что такая честь? Что случилось? Вы никогда так бурно не реагировали на моё появление.
Учительница всё объяснила. Оказывается, год назад она жаловалась мне, что её шестиклассники напрочь не хотят учить стихи. Не хотят, и всё тут! И тогда я ей сказал: «А вы не заставляйте учить. Не хотят – и не надо. Найдите двух-трёх, кто хочет учить стихи. Пусть они выступят в классе, и их одноклассники решат, кто лучше читает, кто хуже. И каждому премия. Смотришь, следующее стихотворение захотят уже выучить пять человек, потом — десять. Так можно добиться, чтобы все ученики в классе захотели (пусть пока ради премии) учить стихи.
А потом конкурсы — кто больше помнит и знает стихотворений. Какие и почему стихи они выберут для заучивания? Сделать конкурс, фестиваль, чтобы ребята могли проявить свои способности, развить память.
Кто может за один раз выучить пять строк, а кто десять? Вдруг кто-то больше?
Так учительница и поступила. В интернете ребята записывали стихи (записывали, как они читают их, в звуке), класс прославился на всю школу. Теперь все уроки русского и литературы начинаются с чтения новых стихов. Двадцать пять учеников — двадцать пять стихотворений в неделю заучивают.
Вот так бы сделать с прохождением «СОЛО на клавиатуре» в различных фирмах, банках, министерствах и ведомствах, учебных заведениях и корпорациях!
Вечером, как всегда, смотрел фотографии новых учеников. Смотрел и радовался.
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P.S. С момента нашего разговора прошло более двух месяцев. Недавно получил письмо от сотрудника РЖД. Он сообщил мне, что сейчас нет никакой возможности проводить занятия. Все очень заняты, много работы. И невдомёк моему корреспонденту, что «СОЛО на клавиатуре» может высвободить время.
Крайняя бедность народа почти всегда является преступлением его вождей.
Пьер Клод Буаст (1765-1824), французский лексикограф и афорист