От имени космонавта Германа Титова мошенники торговали звездами на небе и бриллиантами

Жена и дочери Германа Титова не подозревали, что на репутации их семьи зарабатывают немалые деньги

Аппетиты современных бизнесменов уже давно распространились за пределы родной планеты. Не удивишь продажей участков на Луне или присвоением звезде имени передовика капиталистического труда. Разумеется, это лохотрон для обеспеченных романтиков, которые, впрочем, сами виноваты - стоило бы изучить историю вопроса, перед тем как отдавать свои кровные. Ведь единственный законный каталог названий звезд составлен Международным астрономическим союзом и никакой купли-продажи не подразумевает.

Но народ не вдумывается и послушно несет денежки «за звезду» жуликам. Сейчас некий «Международный звездный каталог» масштабно пиарит новую акцию, связанную с 50-летием полета в космос Германа Титова. Аттракцион невиданной щедрости: закажи сертификат и получи в подарок «бриллиант, выращенный на ее фотонах»! На сайте компании утверждают: предприятие основал сам космонавт. А теперь жена Германа Степановича названа в числе соучредителей «Международного звездного каталога». Утверждается, что фирма работает с ведома и одобрения семьи Титова. Так ли это?

Фотонные алмазы?

На сайте утверждают, что штаб-квартира компании не где-нибудь, а в военном городке Краснознаменске, бывшем Голицыне-2, где располагается Главный испытательный центр испытаний и управления космическими средствами имени Титова. А каталог - детище второго космонавта планеты - был «составлен на базе внеатмосферных наблюдений и открытий звезд», выполненных с 1964 года советскими учеными. После смерти Титова он стал «самостоятельной коммерческой структурой» с филиалами в городах России, на Украине, в Белоруссии и даже в Греции.

Небывалые достижения, заявленные на сайте, впечатляют. Говорится, например, про то, что в 2000-м по заказу Русской православной церкви компания вычисляла Вифлеемскую звезду. Ни больше ни меньше. Кроме того, фирма предоставляет музеям напрокат «образец лунного грунта, взятого Нилом Армстронгом со следа его левой ноги».

Но при этом адреса на сайте нет. По телефону договорилась встретиться с Ларисой, московским представителем фирмы. В столичный офис она меня не пустила - он якобы был на ремонте. Общались в ближайшем кафе.

- Выбираю подарок начальнику на юбилей, - отрекомендовалась я представителем крупного рекламного агентства.

Лариса заметно оживилась. «Международный звездный каталог» предоставляет услуги на любой вкус и кошелек - назвать звезду стоит от 1175 до 30 550 рублей в зависимости от ее размера. Солидные клиенты заказывают покрупнее.

- Мы выдаем красивый сертификат, где будут указаны координаты вашей звезды. Можно изготовить стеклянную сферу на элегантной подставке, внутри которой гравируется имя клиента и изображение звезды. Вы же знаете, хрустальный шар обладает магическими свойствами, - расписывает Лариса.

Такой шарик обойдется в 4700 рублей. А еще можно заказать «паспорт звезды» с ее физическими характеристиками» - всего-то за 47 тысяч рублей! Небогатые клиенты могут сэкономить даже на оформлении - фирма предлагает доставить заказ... через Интернет! Свой сертификат счастливый владелец может распечатать самостоятельно. В качестве бонуса - «доставка поздравительной открытки на электронный адрес получателя Ангелом-Хранителем».

- Наш каталог - единственный во всем мире, разрешенный к коммерческому использованию, - уверяет Лариса. - Он зарегистрирован на имя Германа Степановича Титова. Можно выбирать звезды из 88 созвездий. Названия у нас не повторяются - клиенты проявляют большую фантазию. Хотя часто используют собственные имена. Как зовут вашего начальника? Александр? Пусть, например, будет «Космонавт Александр»! Звучит?

Обещаю подумать и расспрашиваю про «фотонные бриллианты». Их обещают выдать через полгода после покупки звезды. Несет Лариса какой-то совсем уж безграмотный бред:

- Камень выращивается в специальном автоклаве на основе фотонов выбранной вами звезды. В течение 6 месяцев измеряются параметры звезды, знаете, всякие тонкие материи, и на основе ее света делают кристалл. Он обладает всеми свойствами алмаза, но при этом связан с энергиями космоса и приносит удачу.

Полюбоваться на «бриллианты» мне не дали - партия еще «выращивается».

Чтобы доказать свою легальность, фирма публикует на сайте некий патент «на промышленный образец». Но в патенте не идет речи ни о каких звездных каталогах и бриллиантах. Там указано: «Аттракцион Туристический промышленный комплекс».

«Туристический комплекс» до сих пор можно увидеть в столичном парке Горького - это знаменитый «Буран». В 2000 году вокруг него разгорелся скандал - его создатели крупно перессорились из-за доходов. Аттракционом занималось ООО «Космос - Земля», почетным президентом которого действительно числился Герман Титов. А одним из инвесторов - Илья Маник, нынешний владелец «Международного звездного каталога». Он же занимается производством пшеницы «Жизнь», выращенной «по космическим технологиям» и якобы обеспечивающей иммунитет к свиному гриппу. Целебные свойства пшеницы доказаны в лаборатории... одесского Института стоматологии

- Я слышал про этот звездный каталог, - объясняет мне Николай Самусь, ведущий научный сотрудник Института астрономии РАН. - Ученые к такому «бизнесу» относятся однозначно негативно - вы можете отдавать деньги на всякую муру, но к серьезной астрономии она не имеет ни малейшего отношения. Реально увековечить имя человека можно. Но на это имеют право только первооткрыватели звезд и астероидов. Тот, кто обнаружил новый объект, предлагает комиссии свой вариант названия. Оно принимается, только если члены комиссии проголосуют за. Есть ограничения - например, имена политиков и военных можно давать не раньше чем через 100 лет после их смерти. Ну а «бриллианты», сделанные на фотонном излучении звезд, - это, мягко говоря, чистой воды фантазия.

О каталоге не подозревали

На сайте фирмы есть видеозапись, на которой вдова знаменитого космонавта Тамара Титова рассказывает о звездном каталоге, созданном ее мужем. Правда, говорит она там неуверенно, словно читает по чужой бумажке. Звоню Тамаре Васильевне:

- Откуда взялась запись?

Она слушает мой рассказ с удивлением:

- О «Международном звездном каталоге» я ничего не знаю. Может быть, Герман что-то где-то и подписал по доброте душевной, к нему часто обращались с просьбами. С Ильей Маником я знакома, они вместе с Германом работали над «Бураном». Но это длилось буквально пару лет, и никаким помощником Германа он, конечно, не был. Сейчас я вспоминаю, что он действительно попросил меня записать что-то на видео, сказал, что это будет хорошо для памяти Германа. Я человек доверчивый, вот и согласилась, не вникая в суть. Я не думала, что кто-то будет делать деньги на имени моей семьи.

Что самое смешное, хлеб у мошенников пытаются отбить другие мошенники - у сайта появилось множество клонов, тоже пытающихся примазаться к славе Титова. Руководство «Международного звездного каталога» бьется с конкурентами по «Рогам и копытам»: черные списки «поддельных сайтов» публикует. Что и вовсе превращает «бизнес» в некую фантасмагорию: ведь и эта компания имеет не больше прав раздавать «звездные сертификаты», чем любой другой человек с астрономическим атласом.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Ничего святого...

Незадолго до ухода Германа Степановича из жизни я расспрашивал его о подарочных звездах. Титов вспомнил, что в начале 90-х к нему обратились молодые люди, которые предложили использовать один из брошенных за ненадобностью макетов «Бурана» для пропаганды космонавтики. И действительно корабль перевезли в парк Горького, поначалу здесь для детишек устраивали экскурсии, кормили космической пищей. Затем «Буран» превратили в один из парковых аттракционов. Тогда же от имени космонавта начали продавать и звезды. Причем не где-нибудь, а в Московском планетарии.

Герман Степанович тогда лишь вздохнул: «Я к этому предприятию давно никакого отношения не имею. И заставить парней прекратить свой бизнес не в силах».

Кто ж знал, что даже после смерти прославленного космонавта жулики продолжат набивать карман, используя его имя! А в год 50-летия его полета и вовсе поставят дело на широкую ногу. Мало того, «титовских» сайтов несколько. Один даже имеет интернет-адрес, очень похожий на бывший адрес Роскосмоса. И везде - фото Титова, цитаты.

Ну что тут скажешь? До какой степени морального падения нужно дойти, чтобы пользоваться славой выдающегося человека для неблаговидных дел?

Вот уж действительно ничего святого...