Хорошее время — май. Cолнце светит, деревья дышат, птицы поют. Оно, конечно, и в другое время бывает, но только в конце мая это вдруг касается учителя. Вот чтобы так услышать, так почувствовать. Остро, благодарно.
А потому что уроки закончились. Потому что душа, регулярно сжимаемая сорокаминутным пространством урока, распрямилась. Теперь что угодно — экзамены, консультации, подготовка праздников, походы, летний школьный лагерь — все в радость, потому что ничто не требует такой отдачи, как уроки.
Мало кто поймет, иным даже придет в голову, что учителя не хотят с детьми работать. Не то. Идущий на урок учитель по степени внутренней мобилизации сравним с коробочкой с динамитом. Начинено, заправлено, настроено. Невидимая бумажка на «коробочке» — осторожно. Все прочитывают. И урок идет правильно. «Сегодня мы много успели», — радуется учитель, покидая класс. Но через пять минут у него новый урок — с другими, про другое, с одним лишь сходством: надо много успеть.
И так день за днем — пахота!
Выдержавшим все — прекрасный месяц май, самый радостный в году.
Нам пришло лирическое письмо от учительницы:
«За окном вечерами поют соловьи, мне кажется, о том и поют, что планы больше писать не надо, перебирать учебники, проверять тетради. Подруга, тоже учительница, пишет в чате: „Ура, скоро дембель, очень хочется дотянуть до пятницы хотя бы с остатками энтузиазма“. И я вспоминаю, что в начале учебного года она писала что-то ироническое. Нахожу письмо, читаю:
„Привет, с 1 сентября тебя! Стою сегодня в новых колготках на торжественной линейке, смотрю на первачков и думаю: как долго они проучатся у нас — четыре года, девять лет? А вдруг нам повезет, бывают же чудеса, и мы продолжим учить наших детей в родном селе до 11 класса? От нас это не зависит. Эх, слишком мы затратны для государства. Оказывается, такая замечательная штука, как класс-комплект, — это уже не для села песня. Плохо с оборудованием, но и с зарплатой, потому что при нормативно-подушевой оплате труд сельского учителя ничего не стоит! Представь, думала с отпускных купить себе новое пальто, но, разложив по полочкам расходы, поняла, что могу позволить себе только костюм. Правда, я еще мечтала о новой кофточке к 1 сентября, но вот этот день настал и прошел, а купила я лишь новые колготки и рада: смогла надеть босоножки, а не старые туфли. И все равно — праздник сегодня! Дети пришли, разные, испуганные, любопытные, озорные. Смотришь на них — волнение огромное, и вообще — как же хочется жить!“
...Вот так, циклами, от сентябрьской торжественной линейки до майской и живет учитель. Встретили — проводили. А что внутри очерченного круга?
Так много дел, которые казались невозможными, пока они не были осуществлены».
Ольга Фролова