Можно ли назвать главных кинорежиссёров сегодняшнего дня? Попробуем, но для начала внесем некоторые ограничения.
Сначала разберёмся, что значит «современные». Идущие в ногу со временем? Вспоминается едкое высказывание стендапера Дилана Морана: «А как идти еще быстрее?»
Быть молодым? Но 80-летний Жан-Люк Годар говорил: «Я современный, – потому что я жив».
Поэтому ограничимся временными рамками: возьмем режиссеров, чьи фильмы были сделаны позже 1990-ого года и живущего ныне.
Это личный список, который я буду последовательно аргументировать.
Алехандро Гонсалес Иньярриту
Один из лучших режиссёров, у которого нет проходных фильмов. Начиная дебютным и заканчивая «Выжившим». Дважды, причём подряд, был лауреатом премии «Оскар» за лучшую режиссуру, что сделало его третьим режиссером в истории, удостоившимся такой чести.
«Трилогия смерти» выглядит ровной во всех своих трёх фильмах, но при этом одинаково хорошей. Каждый фильм умело управляет зрительскими эмоциями, иногда спекулируя на этом. «Бьютифул» и «Бёрдмэн» – отдельная история, последний вовсе потрясает своей глубиной при всем обилии экшна.
Сейчас Иньярриту сделал перерыв, поскольку два фильма подряд его вымотали без остатка, и теперь он планирует делать паузу после каждого фильма... Может себе позволить.
Паоло Соррентино
Современный Федерико Феллини.
И если вдруг кто-то скажет, что «Лоро» – фильм слабый, будем откровенны: у Феллини тоже были фильмы и слабее, и сильнее. У Соррентино нет откровенно плохих фильмов, как, собственно, и у Феллини. Просто они чуть хуже, чем признанные шедевры. А тут только за «Молодость» или «Великую красоту» можно вечно любить этого режиссёра.
Поклонникам сериалов то и вовсе грех жаловаться, имея несколько часов «Молодого» и «Нового Папы».
Барри Дженкинс
С сильным авансом.
Самый слабый из этого списка, но не менее перспективный и достойный. Всё-таки сложно о нем говорить, ведь он снял всего три фильма, не считая сериала.
Однако вполне можно рассчитывать на то, что это только начало для очень амбициозного режиссёра, который уже имеет «Оскар» за лучший адаптированный сценарий, а его фильм назван лучшим по версии тех же академиков («Лунный свет»).
Мэл Гибсон
Один из лучших режиссёров в мире несмотря на то, что Гибсон шире известен как актёр. Каждый его фильм –сенсация, которая держит в напряжении до финальных титров.
Даже дебютный, казалось бы, пробный фильм, «Человек без лица», намекает на гений режиссуры Гибсона. А уж последующие просто незабываемы... С нетерпением ждем сиквел про Христа, который согласно википедии должен состояться в марте следующего года!
Квентин Тарантино
Ещё один бриллиант кинематографа!
Каждый новый его фильм ожидают сразу после следующего, заранее зная, что он будет безупречен.
Невероятная работа с актёрами и сценарием. Мощная режиссура, нашпигованная оммажами в адрес других режиссеров, при этом оставаясь тем, кто он есть. Король постмодернизма и просто классный парень, который, кажется, видел все фильмы на свете.
Роберт Родригес
Друг Тарантино и один из самых недооцененных фильммейкеров, который наравне с ним делал «Музыканта», пока тот творил «Бешенных псов» и «Отчаянного», пока Квентин делал «Криминальное чтиво». Они создавали эти фильмы, не оглядываясь на друг друга, ведь они делали их параллельно!
Сам Тарантино говорил об успехе «Криминального чтива», добавляя, что «Отчаянный» подобрался к нему как никогда близко, если не на тот же уровень. Можно по-разному относиться к творчеству Родригеса, ругать конвейер «Детей шпионов», бездумный трэш в «Мачете» или, скажем, посредственность «Алиты» (хотя последний очень даже неплох для заказного фильма, который взвалил на него Кэмерон). При этом нельзя забывать, что это величайший автор, именно фильммейкер, который подкупает своими экспериментами и подходом в целом.
Не каждый может позволить себе быть режиссёром, сценаристом, продюсером, оператором, композитором, монтажером, постановщиком боев и спецэффектов одновременно! Последний, кто мог бы похвастаться таким подходом – Альфонсо Куарон в фильме «Рома». Тоже мексиканец, к слову... Но это было всего в одном фильме, тогда как у Родригеса такой подход встречается в каждом.
Кристофер Нолан
И напоследок – режиссёр, который проникает в глубины кинематографа, выпуская уникальные фильм за фильмом.
Говорить о том, о ком и так знают все на свете, – излишне. Кажется, нет человека, который не любил бы хотя бы один его фильм, начиная с первых детективов – «Помни» и «Бессонницы» и заканчивая такими разными «Интерстелларом» и «Дюнкерком».
Сергей Брыляков