Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Не самые стыдные вопросы о кино

Главный кинокритик у главного интервьюера

Порой меня удивляют высказывания Антона Долина... Я долго искал двойное дно, когда в интервью Юрию Дудю он сказал, что «Движение вверх» – отличное кино.

И понял, что всё зависит от контекста. Да, «Движение вверх» – это отличное кино... Для нашей страны, на данный момент. Это колоссальные сборы, превосходная съёмка и, если бы роли играли не отечественные актёры, его можно было бы с с спутать с американским блокбастером.

Только вот уточнение «для нашей страны» всё перевешивает... В контексте нашего ужасного кинопроизводства, заполняемости зала на отечественных фильмах и просто нехватки профессиональных конкурентоспособных кадров. Да, в нашей среде обитания этот фильм – глоток свежего воздуха. Только в контексте современного (и уж тем более) мирового кинематографа, этот воздух всё равно затхлый...

Интервью получилось идеальным: Антону Долину можно задавать любые вопросы о кино, и «Остапа понесёт». В такие моменты жаль, что Дудь занял позицию «чайника» и не может возразить Долину, чтобы развить ту или иную ветку диалога. Зато он в этом признаётся – и именно поэтому делает то, что немногие интервьюеры могут себе позволить: он внимательно слушает (как никогда с другим собеседником) и не перебивает, за что ему огромное спасибо.

И всё же мне хочется заочно поспорить, а вернее, продолжить диалог с Антоном Долиным. Ведь удивительная вещь: кино – не математика, а значит, точных формул не существует.

Вот, например, Дудь спрашивает про цензуру, мол, она помогает художнику быть великим, что Долиным опровергает, приводя в пример Тарковского, снявшего 7 фильмов и Бергмана с его 50-ю фильмами. Сравнение некорректное, мне кажется. Да, Тарковскому было тяжело снимать в Советском Союзе, но почему мы упускаем его перфекционизм? Большие перерывы между фильмами связаны ещё и с продуманностью, подготовкой и продолжительностью съёмок, а не только с проблемами с цензурой.

За границей снимать было проще (не морально), но и там разница между двумя последними фильмами составила три года! У Тарковского были и другие занятия: он был монтажёром, сценаристом других фильмов, вёл радиоспектакли и ставил пьесы в театре. И, что важно, ему было 54, когда он ушёл из жизни, а Бергману 89, и да, Бергман тоже снимал телевизионные и кинематографические фильмы, писал пьесы для театра, ставил спектакли и даже сериал есть в его портфолио... Про того же Кубрика говорили, например, что вряд ли он планировал делать монтаж фильма больше года, а он не мог делать меньше, потому что стремился к идеалу! 

Когда Долин попросил вспомнить трёх австрийских актёров помимо Кристофа Вальца, которые хотя бы на миг покорили Голливуд, Дудь не назвал ни одного, а всё-таки стоило бы вспомнить Клауса Марию-Брандаэра и Максимилиана Шелла. Оба были номинированы на «Оскар», а последний даже его получил за роль адвоката в фильме «Нюрнбергский Процесс» (1961). Можно было вспомнить и Роми Шнайдер и, разумеется, Арнольда Шварцнеггера... Впрочем, здесь Долин справедливо уточнил, что он покорил Америку через тяжёлую атлетику и уже после стал кинозвездой. Всех этих примеров уже достаточно, чтобы думать о Голливуде, как о цели, а не о мечте.

Но с каким же восторгом я кричал «Да!», когда он сказал, что обучение и насмотренность кино начинаются с авторских фильмов «Нового Голливуда! Ведь именно с него я и заболел кинематографом. Тут я сразу вспомнил, почему этот кинокритик мне всегда был по душе и у меня с ним много общего.

Обязательно посмотрите интервью полностью, даже если этот критик кажется вам неинтересным и продажным снобом, каким его любят называть недальновидные люди... Им это интервью, пожалуй, будет особенно полезно.

Фильмы на вечер.

Я решил поиграть в игру, придуманную Дудём для Антона Долина, хотя, признаюсь, времени для размышления я давал себе чуть-чуть дольше. Дудь называл жанр, а Долин соответствующий фильм для просмотра. Я назвал свои.

ДЕТЕКТИВ: «Свидетель Обвинения» Билли Уайлдера, а в главных ролях Чарльз Лоутен и Марлен Дитрих. Интрига на один раз, но она будет незабываема! Спойлер противопоказан.

ФИЛЬМ-КАТАСТРОФА: «Гравитация» Альфонсо Куарона. Фильм-катастрофа в космосе! Вы только вдумайтесь в это! Ничего катастрофичнее с беспомощным человеком просто не может произойти!

ТРИЛЛЕР: Над этим жанром думал дольше всего, потому что сложно определить чёткие каноны и рамки для него... Я зацепился за слово «чувствовать", то есть чувствовать весь фильм в напряжении от начала и до конца, а это «Апокалипто» Мэла Гибсона.

ФИЛЬМ ПРО ВОЙНУ: «Апокалипсис сегодня»«Этот фильм не о Вьетнаме – он и есть Вьетнам»  — прямая цитата режиссёра Фрэнсиса Форда Кополлы.

ФИЛЬМ ПО КОМИКСАМ: «Город грехов». Идеальный фильм-комикс.

ФИЛЬМ ПО КНИГЕ: «Войцек» Вернера Херцога. Трагедия маленького человека, сыгранная большим актёром.

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ: Хотел назвать «Мой любимый враг» того же Херцога, но чтобы не повторяться – «Разговоры о любви». Два часа разговоров о сексе, «то что вам нужно в этот вечер».

КОРОТКОМЕТРАЖКА: «Что это?» – греческая короткометражка 2007-ого. Вы будете рыдать.

МЕЛОДРАМА: «Чистый лист»  мелодрама с элементами светлой французской комедией с Жераром Депардьё в главной роли. 

ФИЛЬМ УЖАСОВ: «Призрак оперы» с Лоном Чейни в главной роли. Возможно, один из первых скримеров в истории кино.

Сергей Брыляков

564


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95