На этой неделе Минсельхоз РФ выступил с инициативой ужесточить штрафы для магазинов за торговлю просроченными продуктами, а товары с истекающим сроком предложил продавать со скидкой. Впрочем, для Челябинской области акции на просроченные продукты и товары со сроком «на грани» давно стали нормой. Чтобы в этом убедиться, корреспондент «АиФ–Челябинск» опросил пятерых настоящих и бывших сотрудников челябинских продуктовых супермаркетов. Четверо из них согласились дать комментарии только при условии, что их настоящие имена и фамилии в тексте будут изменены.
«Самое главное, что вы должны знать: готовые блюда в супермаркетах лучше не брать! – предупреждает бывший сотрудник сети продуктовых супермаркетов Ольга. – Они готовятся только из продуктов, у которых вот–вот заканчивается срок годности. Особенно берегитесь салатов: вот куда можно намешать что угодно. Максимум, что можете взять в супермаркете – морковку по–корейски. Также не советую брать различные нарезки колбас и сыров: туда тоже часто попадают просроченные продукты. В нарезку сыра по 500 рублей за килограмм может «случайно» попасть 50–100 грамм сыра по 100 рублей за килограмм. И заметите это вы только дома, когда вскроете упаковку и доберётесь до середины нарезки. И учтите, что переклеить наклейку с одной датой изготовления на другую не составляет абсолютно никакого труда. Есть и другие уловки, чтобы не демонстрировать срок годности – затереть ярлычок, будто он плохо напечатан или вовсе заклеить его какой–нибудь рекламной акцией».
Скидки с намёками
К слову об акциях. Да, бывает так, что акции и скидки на товар объявляются лишь для чистой рекламы и никак не связаны с качеством товара и его сроком годности. Просто захотелось поставщику продвинуть свой товар или торговую марку. Или же так сложились обстоятельства, что на складе в магазине образовалось скопление определённого продукта, то есть его слишком много, нужно сбывать. Поставщика ставят в курс дела, и, если он не против, опять же объявляют распродажу. Но всё–таки чаще всего акции и скидки возникают как следствие истечения срока годности.
«Мы как–то переклеивали срок годности на коробках с тортами, – вспоминает Анна, бывший продавец супермаркета. – Производители обычно пропечатывают дату изготовления и срок годности на самом пластиковом контейнере, а продавец может приклеить ещё один ярлычок, сроки годности на них могут отличаться. Так вот мы наклеивали ярлычки с новым сроком годности прямо на то место на контейнере, где была пропечатана информация от производителя. Конечно, это совсем никуда не годится, мы все это понимали и боялись, что найдутся покупатели, которые начнут скандалить. Но ответственность за такой прецедент понесли бы не мы, а директор магазина. И такое было только один раз. А ещё как–то была распродажа партии тортов, срок годности на которые выходил через три часа. Я, правда, и сама такой потом домой купила. И ничего, не отравились…»
Премии за обман и штрафы за «косяки»
«Нам руководство разрешало пробивать один и тот же товар дважды, – призналась Ирина, проработавшая в супермаркете три года, – Тогда сдача получалась меньше положенной, а касса уходила в плюс. И тогда по итогам месяца можно было рассчитывать на небольшую премию. Легче всего обманывать покупателей по пятницам и субботам, особенно вечером, когда народ в очереди уставший или навеселе. Любой продавец знает, что очень просто обсчитать или обвешать женщину с плачущим ребенком, нежели бабушку–пенсионерку, которая внимательно всё пересчитывает и проверяет, что она взяла. Очень удобно отвлекать мужчин: достаточно строить им глазки, непринуждённо болтать. Вряд ли после общения с милой кассиршей мужчина станет проверять чек. Даже если покупатель проверяет чек и начинает «разборки», всегда можно сослаться на сбой в системе».
Бывает и так, что цифры на ценниках вообще не соответствуют действительности. Реальная цена может быть выше заявленной на 20 или 30 рублей. В таких случаях сотрудники супермаркетов отвечают, что не успели поменять старый ценник.
Так что, получив чек, старайтесь вспомнить цены, которые указаны на ценниках, и сравнить их с суммами, указанными в чеке. Если они различаются – нужно обратиться к кассиру.
«Не знаю, где как, а нам никакие премии не платят, – отрицает продавец другой известной сети продуктовых супермаркетов. – С нас только шкуру сдирают при любой оплошности. У нас как–то холодильник потёк, пропала крупная партия продуктов, списали с нас. Я хотел уволиться от обиды, но пойти было в тот момент некуда, поэтому остался. А однажды в одном из магазинов в нашей сети пропало полтонны курицы. Убытки списали с зарплаты работников. Уволились почти все. А потом выяснилось, что это бухгалтер ошибся. Как думаете, почему в магазине обычно работает одна касса из трёх? Не потому что все заняты раскладкой товара. Потому что работать некому. Оклад в лучшем случае дадут 15 тыс. рублей. Официально. Но зато ответственности сколько! Любой «косяк» – и штрафы, штрафы, штрафы!..».
Спецмагазины для просрочки
«Продавать во что бы то ни стало – такой установки у нас нет! – заверила управляющая одного из магазинов крупной торговой сети. – Мы не продлеваем искусственно сроки годности продуктов, не переклеиваем даты, не моем колбасу, не готовим салаты из просроченных продуктов. В этом нет никакого смысла: товар с истёкшим сроком годности мы сдаём обратно поставщику без каких–либо штрафных санкций. Условия на наших складах подходят для правильного хранения кисломолочки, молочки, колбасы и прочего. За исправностью холодильного оборудования и за условиями хранения следят ответственные люди. Еженедельные, ежедневные, а также внезапные проверки от менеджеров продуктовой сети не дают возможности расслабиться. От результата такой проверки напрямую зависит моя зарплата как управляющего. Зачем же мне рисковать собственными деньгами? Поэтому за всеми сроками годности и состоянием продуктов в магазине слежу лично и заставляю это делать сотрудников. Все товары поступают в магазин в индивидуальной упаковке. Их нельзя подменить!»
И, тем не менее, не все следуют таким правилам. В некоторых магазинах умудряются подменять продукты даже в индивидуальных упаковках. На днях челябинка после похода в продуктовый супермаркет, обнаружила, что в упаковке с питьевым йогуртом между четырьмя годными баночками размещены две просроченные (разрыв между окончанием срока годности и датой покупки составлял больше недели). Покупательница была очень возмущена, поскольку йогурт покупала для ребёнка и ориентировалась исключительно на срок годности, указанный на основной упаковке.
«Мне кажется, это свинство, так просрочку реализовывать!» – написала она в соцсети и выложила фото с продукцией. Следует отметить, что тут же на претензию в Facebook отозвался пользователь, который представился официальным представителем данной сети супермаркетов в соцсетях (оказывается, такие должности теперь есть). Он пообещал разобраться и уладить ситуацию.
Наверное, «уладить» можно любую ситуацию. И всё же обидно, что сегодня потребитель не может просто прийти в магазин, взять с полки товар и уйти довольным. Приходится высматривать и буквально вынюхивать качественный товар, проверять чеки и постоянно кому–то заявлять о своих претензиях.
Наталья Зверева