Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Открыл вклад, остался без средств

Как из банков пропадают наши деньги

Соотечественники хранят на банковских депозитах более 29 триллионов рублей, свидетельствуют данные Центрального банка России. Вклад — самый популярный и надежный (все вклады до 1,4 миллиона рублей застрахованы государством) инвестиционный инструмент. Но держать сбережения в банках не всегда безопасно. Рассказываем, в каких случаях из финансовых организаций могут пропасть деньги.

Опустошители мобильных банков

С ростом популярности банковских карт, безналичных платежей и мобильных банков выросло и количество злоумышленников, охотящихся за чужим безналом. Используют они самые разные схемы: от социальной инженерии до вирусных программ, обеспечивающих доступ к онлайн-банкам граждан. Вот реальная история из Алтайского края. Местной жительнице пришло сообщение с предложением посмотреть фотографии и ссылкой. Отправитель женщине был неизвестен, но она все равно перешла по ссылке. Как результат — смартфон заражен вирусом, к мобильному банку получили доступ аферисты, которые похитили со счета потерпевшей 3000 рублей.

Надо сказать, что иногда злоумышленникам достаточно знать логин и пароль от банковского приложения. Одни граждане сами называют эту информацию мошенникам. Другие — устанавливают на свои гаджеты специальные программы-паразиты, которые перехватывают конфиденциальные данные для входа в личный кабинет и передают их мошенникам. Такие приложения могут также выводить на экран смартфона поддельные формы ввода логина и пароля. Как только пользователь их вводит, сведения перенаправляются мошенникам, а те опустошают счета.

Да, в зоне риска и те, кто мобильным банком не пользуется. В качестве примера приведем историю из Омска: там 59-летняя женщина пыталась продать картину на сайте бесплатных объявлений и оставила мобильный телефон своего супруга. С ее мужем связался «покупатель» и предложил оплатить произведение безналом. Мужчина усомнился в схеме, но все равно согласился, назвал собеседнику номер карты и коды, которые пришли в СМС-сообщениях. «Получив все данные, мошенники подключили к карте мобильный банк и перевели 29 500 рублей на счет», — говорится в сообщении УМВД по Омской области.

Мошенники с поддельным паспортом

Впрочем, есть еще злоумышленники, которые не ушли в киберпространство и опустошают счета своих жертв по старинке. В зоне риска здесь граждане, когда-либо терявшие паспорт и не уведомлявшие о смене документа свой банк. Выглядит схема следующим образом: аферист, используя чужой паспорт, вклеивает в него свою фотографию, отправляется в банк и просит выдать часть денег с депозита/счета.

Сразу оговоримся, что встречается такая схема редко: злоумышленник должен достоверно знать, что владелец паспорта действительно хранит деньги в конкретном финансовом учреждении. Плюс у аферистов практически всегда есть сообщники в банке.

Клерки-грабители

Да, бывает, что деньги клиентов воруют сами банковские служащие. Как рассказал АиФ.ru бывший финансовый омбудсмен Павел Медведев, сотрудникам банка ничего не стоит обчистить счет ничего не подозревающего человека, ведь они имеют доступ к конфиденциальной информации и могут замести следы. «Я лично знаю несколько судебных процессов, где за руку ловили сотрудников банков. Они имели возможность залезть в базу данных финансовой организации, узнать параметры счета клиента, которого хотят обокрасть, списать деньги, а в систему забить информацию так, как будто виноват сам клиент», — говорил Медведев.

Жертвами мошенников-клерков, как правило, становятся клиенты, хранящие в банке крупные суммы. Например, в Краснодарском крае служащие банка «Первомайский» предлагали вкладчикам депозиты на невероятно выгодных условиях. Те соглашались, а банкиры подсовывали им подложные документы, которые граждане подписывали не глядя. Аферисты проводили средства клиентов мимо кассы, прямо себе в карман. Схема действовала на протяжении семи (!) лет. Итог — 184 потерпевших, 387,7 миллиона рублей похищенных средств и 8 лет тюрьмы для двух организаторов преступной схемы.

В Красноярске менеджер банка и его приятель похитили с VIP-счетов 26 млн рублей. Как выяснили следователи, имея доступ к конфиденциальной информации клиентов финансовой организации, служащий перечислял их деньги на счет подельника, который их обналичивал.

Забалансовые вклады

Бывает, что факт кражи денег с депозита вскрывается после отзыва у банка лицензии. Тогда и выясняется, что, помимо всего прочего, финансовая организация грешила еще и забалансовыми вкладами. Схема такая: вкладчик открывает депозит, вносит на него деньги, получает договор о предоставлении финансового продукта и квитанции о пополнении счета. На первый взгляд ничего криминального. Но на деле внесенные вкладчиком средства либо не фигурируют в отчетности, либо вообще не попадают в банк. А документы, которые получает клиент, могут быть фальшивыми.

Такие вклады не учитываются в официальной отчетности банка, а фигурируют в специальной тетрадке (отсюда второе название — «тетрадочные»). С них не платятся взносы в Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Когда банк остается без лицензии, ничего не подозревающие клиенты отправляются за страховым возмещением, а сталкиваются с тем, что его сумма на порядок меньше, чем та, что вкладчик хранил в банке. Или, что еще хуже, вообще не могут доказать свое право на компенсацию.

Дырявые ячейки

Пропадают деньги и из банковских ячеек: такие сообщения время от времени появляются в новостных сводках. Недавно из ячейки в одном из банков в центре Москвы было похищено 56 тысяч долларов, как сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу ГУ МВД РФ по столице.

А у другого бизнесмена украли еще больше — 700 тысяч долларов, передает РИА Новости. Мужчина обнаружил пропажу спустя шесть месяцев после того, как передал деньги на хранение. Бизнесмен пришел в отделение банка, чтобы забрать средства, но не смог открыть дверь ячейки: ключ не подходил к замку. Тогда он вызвал мастера, который вскрыл замок, но денег внутри не оказалось.


Надежда Вредина

Источник

304


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95