Один месяц, и придёт зима. Съёживаюсь от этой мысли.
Самое главное — пережить зиму. Весной и летом легче, осенью терпимо.
Целый день провёл в офисе.
Долго разговаривал с Вадимом Александровичем Коваленко.
Тема всё та же: как соединить обучение по «СОЛО» и «Учимся говорить публично» с общением на нашем сайте.
Люди занимаются. И как оно происходит в обычных школах, колледжах, университетах: знакомятся, общаются, обсуждают те или иные темы, дружат, влюбляются. Как оптимально это сделать в виртуальном мире?
Давать ли общие темы для обсуждения — своеобразные форумы, где каждый имеет точку зрения?
Объявлять ли конкурсы по темам и затем определять победителей?
Решений много. Получаю письма и понимаю: читатели наших сайтов, наши ученики готовы общаться. Некоторые робеют, стесняются, им кажется неловким заявить во всеуслышание об этом (что они хотят общаться).
На мои рассылки откликаются многие, и это лишний раз подтверждает, что людям хочется общаться.
Для меня загадка, почему многие стесняются брать на себя трансляции и рассказывать о себе.
Для меня загадка, почему из 600 тысяч зарегистрированных у нас нет 600 (один на тысячу) интересных авторов.
Из офиса провёл трансляцию на тему «Сумасшедших нет, есть больные».
В самом деле больных много, и они нуждаются в помощи.
В стране совершенно не развита психогигиена. По тому количеству немотивированных преступлений в школах, в армии, в быту можно говорить о том, что страна в целом больна.
Психогигиеной надо заниматься всем людям. Начинать со школьного возраста, а ещё лучше с детского сада. Воспитывать у детей чувства оптимизма, увлечённости, учить ребят владеть своими эмоциями.
У детей бывают (у дошкольников особенно) немотивированные капризы, плач, необъяснимое воровство — детишки втихаря от родителей утаскивают столовые приборы, ювелирные украшения, косметику… Прячут это, долго не сознаются в сделанном, им сильно попадает, но через два-три месяца всё повторяется.
Плач бывает разный. Порой ребёнок шантажирует своим плачем, иногда наступает. Да-да, малыш чувствует — родители нервничают, когда он плачет — и начитается ор.
Откуда мазохисты, садисты? Истоки в детстве.
Откуда сексуальная распущенность? Истоки в детстве.
Откуда проституция? Истоки зачастую опять же в детстве.
И всё это темы для психиатров: предупреждение, лечение, профилактика.
А нам некогда. Когда мы замечаем что-то «не то» у детей, мы, как правило, произносим: «Ничего, подрастут — всё утрясётся». Увы, не утрясается.
Двадцать пять процентов людей в России, по мнению многих психиатров, требуют медицинского вмешательства и врачебной помощи. Четверть населения!
Многие боятся психиатров и стараются обойтись без них.
В результате реактивные состояния, психозы, самоубийства, ничем не оправданные и немотивированные преступления.
На самом деле это всё проявления болезни.
Сегодня узнал, что один высокопоставленный чиновник (его превосходительство) получил моё письмо, переданное ему моим старым знакомым.
Несколько месяцев я ждал этого момента, и вот произошло.
Будет ли результат? Как сообщил мне по телефону мой старый знакомый, высокопоставленный чиновник благосклонно отнёсся к моему посланию и обещал посодействовать продвижению «СОЛО на клавиатуре».
Посмотрим.
Я надеюсь.
Я верю!
Должен сознаться, что иногда руки опускаются и мне стоит немалых усилий сохранить оптимизм.
Почему чиновники сопротивляются?
Почему многие руководители различных ведомств спокойно относятся к тому, что их сотрудники за рабочий день делают в три-четыре раза меньше, чем могли бы?
Как внушить, втемяшить, убедить руководителей разного уровня, что слепой десятипальцевый метод работы за клавиатурой компьютера — это элементарная культура производства? Э-ле-мен-тар-на-я!
Весь ужас, что мы не можем освоить элементарных вещей. Поэтому так и живём.
Мы заседаем, говорим о повышении производительности труда чиновников, обсуждаем проблемы цифровой экономики и никак не можем (или не способны) понять, что тыкать двумя пальцами по клавиатуре — это позор, это постыдно.
Казалось бы, у всех банков есть деньги. Приобрести «СОЛО» для них ничего не стоит. Найти сотрудника, который отвечал бы за обучение, не проблема. Стимулировать банковских служащих несложно. Многие банковские клерки держатся за своё место, поэтому если твёрдо им сказать «надо освоить десятипальцевый метод набора», они освоят. Но председатели правлений и президенты банков (как и их замы) этого не понимают.
Несколько раз на эту тему я говорил с Гагиком Тиграновичем Закаряном, он тогда возглавлял Юниаструм банк.
Мы много раз встречались с Гагиком Тиграновичем на различных тусовках, пару раз вместе ужинали, дважды я бывал у него в банке и, увы, как ни убеждал Гагика Тиграновича использовать «СОЛО», ничего не получилось.
Вроде, люди с высшим образованием, хорошо разбираются в экономике, заинтересованы в продуктивной работе своих подчинённых, и тут такое непонимание.
Если банкиры и министры не понимают, что же мне требовать от руководителей небольших контор!
Как сделать, чтобы высокопоставленные чиновники поняли, что необходимо повышать компьютерную грамотность?
Как сделать, чтобы в Администрации Президента аппарат овладел десятипальцевым методом работы на компьютере?
Как сделать, чтобы в Правительстве РФ аппарат овладел десятипальцевым методом работы на компьютере?
Очень просто. Приказать!
Да-да, издать приказ, что к такому-то времени всем сотрудникам необходимо овладеть десятипальцевым методом работы за клавиатурой компьютера. Дать срок, скажем, один-два месяца.
Половина сотрудников овладеет, другая отложит прохождение программы на неопределённый срок.
Наказать другую половину: депремировать, объявить замечание, устроить устную выволочку и дать дополнительный срок для прохождения «СОЛО на клавиатуре». Одновременно те, кто прошли, должны получить небольшую премию, устную и письменную благодарности.
Всё это сработает и хорошо скажется на результатах труда сотрудников различных категорий.
И на работу, опять же, принимать только тех, кто владеет десятипальцевым методом. Научиться можно за две-три недели: пока идут переговоры (о найме на работу), согласования, проверки, человек освоит современный метод взаимодействия с компьютером.
Вот РЖД.
Писал письма, встречался с сотрудниками РЖД, просил, уговаривал, проводил презентации, беседовал со многими высокопоставленными чиновниками РЖД лично. Результат пока нулевой.
Помню, несколько советников Владимира Ивановича Якунина (не хочу называть их фамилии) говорили мне, одними и теми же словами, будто отрепетировали:
— «СОЛО на клавиатуре» — прекрасная программа, замечательный курс. Его, конечно, надо бы внедрить, но это, увы, от нас не зависит.
Я беседовал с помощниками Владимира Ивановича Якунина и опять слышал добрые слова, но ничего не менялось.
Несколько раз встречался с Алексеем Георгиевичем Ивашкиным, он был членом Коллегии РЖД. Он хорошо меня принимал, со многими моими доводами по поводу использования «СОЛО» соглашался, обещал посмотреть, подумать, продвинуть, использовать, добиться, сделать… Нынче он уже не работает в РЖД.
Встречался и с другими сотрудниками РЖД. С разными людьми говорил, с разными.
Многие из них уже не работают в РЖД.
Владимира Ивановича Якунина сменил Олег Валентинович Белозёров.
Славное лицо, интересно говорит, много полезного делает. Я написал письмо на его имя.
После этого у меня состоялась беседа с руководителями кадровой службы РЖД. Что-то поначалу даже сдвинулось, а потом почему-то застопорилось. А затем мне сказали «нет, спасибо, не надо».
В кадровой службе сменились руководители и сотрудники.
Один авторитетный в России человек (умный, деловой, точный, обязательный, проницательный и талантливый) написал письмо Олегу Валентиновичу Белозёрову и настоятельно рекомендовал программу «СОЛО на клавиатуре» использовать для обучения железнодорожников.
И состоялась у меня встреча с новыми сотрудниками кадровой службы РЖД. Нас тепло приняли, внимательно выслушали, обещали пройти программу «СОЛО на клавиатуре» и тогда принять решение.
Но…
Но до «СОЛО на клавиатуре» руки у них не дошли, дело повисло, и потом я получил милый блистательно по бюрократическим законам оформленный отказ.
Как тут действовать, как быть, как сохранить оптимизм?
Вспоминаю, что есть несколько преподавателей в МИИТе, теперь этот институт по-другому называется, продвигающих мою программу. Эти преподаватели сделали прохождение «СОЛО» обязательным, и у тех, кто не умеет набирать десятипальцевым методом, не принимают зачёта.
Мне остаётся ждать, когда нынешние студенты станут руководителями РЖД.
Доживу ли?
Нет-нет, продолжаю верить, что в РЖД наконец-то поймут, что можно много денег сэкономить, если внедрить «СОЛО на клавиатуре», что можно лучше организовать работу чиновников центрального аппарата и в отделениях «дорог», если, опять же, научить сотрудников десятипальцевому методу.
Иногда мечтаю о невероятном. Возьмёт Олег Валентинович Белозёров, да и пройдёт сам программу. И поймёт её полезность. И тогда…
И тогда пойдёт всё, как по маслу.
Вот такие у меня рассуждения, размышления были целый день, когда читал бюрократические отписки, пришедшие в наш офис в ответ на предложени использовать корпоративное «СОЛО».
Понимают меня в Сбербанке.
Поддерживают в Татарстане.
Используют «СОЛО» в СИБУРе.
Пользуются «СОЛО» в РУСАЛе.
Научились многие сотрудники одного известного коммерческого банка.
Дойдёт очередь до РЖД, ФСИНа, МВД, Минобороны, ФСБ, Почты России, Минздрава и многих других.
Дойдёт!
Дойдёт очередь и до мэрии Москвы.
Вроде, Сергей Семёнович Собянин всё время говорит о том, что нужно повышать компьютерную грамотность, развивать современные IT-технологии.
Но стоит Сергею Семёновичу Собянину пройтись по кабинетам мэрии, управ, различных департаментов, и он убедится, что 95% сотрудников набирают на клавиатуре одним-двумя пальцами, непроизводительно тратя время, силы и энергию.
Да и сам Сергей Семёнович Собянин, я уверен в этом, если использует компьютер в работе, то всё делает одним-двумя пальцами. Если ошибаюсь, готов публично принести извинения.
В Москве департаментом информационных технологий руководит Артём Валерьевич Ермолаев, человек умный, образованный, опытный, энергичный, воспитанный, интеллигентный.
Буду ему звонить и просить принять. Может быть, что-нибудь хорошее посоветует.
Да, многие чиновники меня не понимают. Многие чиновники читали когда-то мою книгу «1001 вопрос про ЭТО» и иногда говорят, что я научил их хорошему сексу. Вот бы мне их научить и правильной работе с компьютером. Это оказывается сложнее, чем научить сексу.
Вечером, как всегда, смотрел фотографии тех, кто меня понимает, разглядывал новых солистов из разных регионов страны.
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P.S. Мне бы выступить по центральному телевидению и рассказать о компьютерной грамотности и безграмотности. Но такие выступления делаются только за деньги. Хотя, вроде, Константин Львович Эрнст человек современный, интересный, поддерживающий всё передовое.
Может быть, он меня и поддержит.
Ведь в «Останкино» журналисты, редакторы, обозреватели, сценаристы, авторы различных сюжетов, выпускающие — все используют в работе компьютер, и все стучат по нему одним-двумя пальцами.
Да и журналисты различных радиостанций в своём большинстве не владеют десятипальцевым методом. Хотя знаю одного прекрасного радиожурналиста, он набирает текст, не глядя, и получает от этого удовольствие. Говорю о Ружейникове Игоре Владимировиче.
В своё время я взял у Игоря Владимировича Ружейникова многочасовое интервью и дал на нашем сайте.
Сегодня, 19 января, когда готовлю запись для публикации на нашем сайте, прочитал в «Новой газете» статью, после которой хотелось плакать. Статья называется «Дрова человека»:
«По закону сельские учителя имеют право на стимулирующие выплаты и топливо для выживания зимой в степи. Но администрация, выполняя «майские указы», может предложить либо то, либо другое».
И вспомнил я, как несколько десятилетий назад работал в «Учительской газете», которую редактировала Надежда Михайловна Парфёнова. Трудился в отделе писем, и больше всего мы получали обращений по поводу того, что местные чиновники не выполняют правительственные решения по обеспечению учителей топливом (дровами, углём, торфом). И у нас был заготовлен шаблон, который мы отправляли заявителям. Смысл шаблона прост: да, по закону вы имеете на это право, но страна ещё трудно живёт, поэтому пока не могут всех учителей обеспечить тем, на что они имеют полное право. Не помню точных слов, но стилистику шаблона я сохранил.
Уже давно нет Советского Союза, давно не работают учителя, которые писали в советскую «Учительскую газету», а проблемы всё те же.
Мы говорим, необходимо укреплять авторитет учителя. Конечно, необходимо. Каждый учитель — святой человек. Как, впрочем, и каждый доктор.
От того, какие учителя, зависит будущее нашей страны. Но если учитель дрожит от холода, хватит ли у нас совести просить, чтобы он вёл уроки артистично.
Напишу об этом как-нибудь отдельно на нашем сайте, про учителей и как к ним нужно относиться.
Эту тему я затронул в записи «Во всём виновата школа». Посмотрите и послушайте её.
Говорят, что несчастье хорошая школа: может быть. Но счастье есть лучший университет. Оно довершает воспитание души.
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837), русский поэт и писатель