Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Отзвук утопии

Фильм «Знаешь, мама, где я был?» и другие события «Черешневого леса»

В прокат вышел анимационный фильм Левана Габриадзе «Знаешь, мама, где я был?». Ранее его российская премьера открыла программу XVIII фестиваля искусств «Черешневый лес».

Сочетая анимацию и документальный комментарий, режиссер погружает зрителей в атмосферу детства и юности своего прославленного отца Резо Габриадзе — драматурга, художника, руководителя театра марионеток. Кроме того, за его плечами – внушительная кинематографическая биография. Сказать хотя бы, что он — автор сценариев к фильмам «Не горюй!», «Необыкновенная выставка», «Чудаки», «Мимино» и «Кин-дза-дза». Скульптор, художник, театральный режиссер и продюсер не случайно пришел в кино. В 1960–1970-е годы оно в Грузии стало делом национального престижа, а в мире приобрело репутацию «островка античности и Ренессанса»: так характеризовали в ту пору мироощущение и стиль авторов грузинской киношколы, одним из отцов которой стал Резо Габриадзе.

Отголосок этого мироощущения и стиля мы обнаруживаем в картине «Знаешь, мама, где я был?». В ней оживают смешные и грустные реалии послевоенного Кутаиси и имеретинской деревни, где юный герой жил у дедушки с бабушкой. Война тяжело прошлась по многим семьям; дядя-летчик Резо погиб на фронте, слово «Сталинград» незабываемо, и спустя десятилетия даст сюжет одному из знаменитых спектаклей Габриадзе. Война кончилась, но настоящий мир еще не наступил. При всей скудости и озлобленности этого голодного времени все-таки живы человеческие чувства и потребности: тяга к искусству, милосердие, любовь. И, разумеется, юмор. За местного авторитета, у которого «не было фаса, был только один профиль», сочиняет любовное послание юный грамотей. Пленный немец обустраивает в деревенском доме евросортир. Это не просто ностальгическое, немного сентиментальное «ретро», это отзвук гуманистической утопии, которой по сути было все советское искусство «оттепели», причем в грузинском варианте оно отличалось особенным артистизмом и философичностью.

Документальные съемки главного героя, обозревающего свое прошлое и реконструирующего в памяти свой «Амаркорд», сочетаются с анимационными сюжетами-иллюстрациями. Сочетание вышло органичным, поскольку Габриадзе — самый настоящий мультиталант, и его устные байки, так же как его приведенные в движение рисунки, естественно выходят из глубин его образа мага и лицедея, из его связи с грузинским фольклором. Авторы фильма придали этой спонтанной стихии выразительную форму, взяв в качестве лейтмотива детскую грузинскую потешку: «Знаешь, мама, где я был? // В поле зайчика ловил. // Оседлал и прокатился, // Поиграл и отпустил». Этот стих широко известен в России в переводе Валентина Берестова, а в фильме звучит как песня в исполнении Резо Габриадзе и народного ансамбля «Швидкаца». Под нее и идут финальные титры этой картины, причем простодушные стихи расцвечены грузинским многоголосьем.

Так, через общее прошлое, сливаются воедино русские и грузинские мотивы: ведь Габриадзе — законное дитя обеих этих культур.

Самого Резо Габриадзе многое связывает с фестивалем «Черешневый лес»: фестиваль дважды, в 2005 и 2007 годах, организовывал московские гастроли его театра марионеток, а два года назад вручил ему свою премию имени Олега Янковского. Неудивительно, что именно премьера картины Габриадзе-младшего открыла фестиваль в этом году.

Как Резо Габриадзе смотрел мультфильм о себе

Самое существенное место в программе XVIII «Черешневого леса» занимает театр — и музыкальный, и драматический, и постдраматический. В рамках фестиваля на сцене Музтеатра имени Станиславского и Немировича-Данченко пройдет российская премьера спектакля «Дождь» одной из законодательниц современного танца Анны Терезы де Керсмакер (14–15 мая). Театр имени Сац покажет мировую премьеру балета «Путешествие Гулливера» на музыку Алексея Ларина в постановке Геннадия Исаакяна (23 мая). Юлия Пересильд представит в Театре наций свой режиссерский дебют — выпущенный в Псковском театре драмы имени Пушкина спектакль «Каштанка» (24 мая). Возможно, самая интригующая из устроенных фестивалем в этом году гастролей — «Встреча (The Encounter)», высокотехнологичный моноспектакль знаменитого британского режиссера Саймона Макберни (25–26 мая, «Мастерская Петра Фоменко»).

Симфоническую музыку в программе «Леса» представит в этом году концерт 28 мая, посвященный 100-летию со дня рождения Леонарда Бернстайна. Государственный оркестр имени Светланова под управлением американца Марка Мандарано представит попурри из симфоний Бернстайна и его мюзиклов («Вестсайдская история», «Кандид» и др.) с американскими же певцами-солистами.

Андрей Плахов, Рита Русакова

Источник

377


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95