Один из самых востребованных и одаренных исполнителей и продюсеров в американской черной музыке Андерсон Паак устроил в столичном арт-центре «Ветошный, 13» вечеринку в честь 10-летия наушников Beats by Dr.Dre. Борис Барабанов впервые увидел всех главных действующих лиц отечественной хип-хоп сцены вместе в качестве зрителей на концерте.
Хип-хоп-продюсер Доктор Дре начал производить собственную марку наушников в 2008 году вместе с одним из крупнейших деятелей музыкальной американской индустрии — главой компаний Interscope, Geffen и A&M Джимми Айовином. Спустя несколько лет Beats Electronics запатентовали собственную технологию улучшения качества звука, в том числе для mp3-треков, качество звучания которых традиционно не устраивало истинных меломанов. А в 2014 году Beats Electronics за $3 млрд купила Apple. Дре получил четверть этой суммы. На протяжении 16 лет Дре был занят предпринимательской деятельностью, а также опекал молодых музыкантов, в первую очередь Эминема. И вот, наконец, совершив одну из крупнейших сделок, в которых когда-либо участвовал поп-музыкант, вернулся в студию, чтобы записать третий сольный альбом «Compton» (2015). Шесть песен на альбоме он записал совместно с молодым продюсером, певцом и битмейкером по имени Брендон Паак Андерсон.
Без этого предисловия сложно оценить сегодняшний статус гастролера, на выступление которого собрался весь цвет российского рэпа. В 2016 году человек, который был по большей части известен, как талантливый битмейкер, выпустил сенсационный альбом «Malibu», который получил номинацию на Grammy и Soul Train Award, главную награду, которую вручают за достижения в черной музыке — джазе, хип-хопе и R’n’B. После работы с Дре Андерсон Паак мгновенно вошел в элиту хип-хопа и записался среди прочего с Эминемом, Кендриком Ламаром, Геймом, Ченсом Рэпером, Скулбоем Кью и Кристиной Агилерой.
Артистам, которые пришли послушать Андерсона Пака в Москве, вряд ли нужны были длинные разъяснения относительно его персоны. В толпе, которая бурлила в Ветошном переулке, можно было обнаружить Скриптонита, Ивана Дорна, Хаски, Оксимирона, Нойза МС — практически всех лидеров отечественной музыки, так или иначе отталкивающейся от американской традиции речитатива. Среди гостей можно было обнаружить и актуальных певиц — Елену Темникову, Манижу и активно влившуюся в светскую жизнь Монеточку.
Которое, стоит отметить, не было так уж похоже на стандартную спонсорскую вечеринку со звездой. Все же Андерсон Паак — фигура, к которой наблюдается прежде всего меломанский интерес. Его знали и поэтому пришли.
В короткой беседе перед концертом музыкант поделился с корреспондентом “Ъ” основным уроком, который преподал ему Доктор Дре: «Не взваливай на себя лишнюю работу, делай только то, что у тебя хорошо получается».
И сам же опроверг это правило, показав во время концерта не только отличные вокальные данные, но и физическую подготовку, которой требовали танцы на авансцене и игра на ударных.
Живые выступления Андерсона Паака известны прежде всего тем, что он отлично совмещает роли певца и барабанщика. За полтора часа Андерсон Паак и его коллеги из аккомпанирующей группы The Free Nationals продемонстрировали все стороны черной музыки: начали с хип-хопа, затем ушли в джазовые дебри с импровизацией на клавишных и вокалом, обработанным вокодером, а затем Андерсон Паак продемонстрировал виртуозное владение ударными. По его словам, он старается не слишком много думать о том, как тяжело одновременно петь и барабанить, иначе есть риск сбиться с ритма.
В конце концов он перешел к чисто дискотечному материалу, заставив публику собрать последние силы и танцевать так, словно завтра конец света. Русские рэперы всматривались в шоу и вслушивались в игру Андерсона Паака с таким сосредоточенным вниманием, словно хотели разгадать его самую сокровенную тайну. Кажется, только Иван Дорн полностью отдался во власть ритма и танцевал, как подросток на выпускном. Девушки же были абсолютно покорены и заворожены зрелищем. У одной из пляшущих барышень в руках оказалась обращенная к сцене листовка с просьбой: «Брось мне барабанные палочки».
Профессия музыканта сейчас не пользуется таким уважением, как раньше, музыки стало слишком много,— говорил “Ъ” Андерсон Паак.— Я стараюсь все же придерживаться старых понятий. Я был бы рад, может быть, жить в эпоху 1970-х, когда к музыке было больше уважения, но мы живем сейчас».
Играя в Москве, музыкант показал именно это старорежимное отношение к музыке, свойственное классикам в диапазоне от Джеймса Брауна и Куинси Джонса до Принса. И все же это был не концерт, а, прежде всего, вечеринка. Никаких подтанцовок, никаких заранее отрепетированных па, только чистая энергия импровизации, основанная на большой традиции.