Про фильм «Лето» очень много спорили, причём особенно яростно - до выхода картины на экраны. Не будем запоздало присоединяться к полемике, но отметим один несомненный плюс: фильм великолепно популяризирует творчество Майка Науменко и группы «Зоопарк». В 80-е это название уверенно стояло в одном смысловом ряду с «Аквариумом», «Кино», «Алисой», «ДДТ» и т.д., но, как ни прискорбно это осознавать, Майк давно числится в категории подзабытых героев. Естественно, песни «Зоопарка» по-прежнему классика - но только для тех, кто успел послушать их вовремя. Новое поколение о Науменко может узнать только случайно, ну, или вот из фильма Кирилла Серебренникова. (Недавно я подсунул 16-летнему сыну кассету (!) «Зоопарка», ему понравилось, но он понятия не имел, что Майк Науменко умер.) Тем, кто до сих пор честно пытался напомнить публике о «Зоопарке», не хватало ресурсов: даже юбилейный трибьют вышел с опозданием на год. К тому же у группы не осталось записей сносного качества: ремастеринг и харизма Майка Науменко, конечно, помогали оценить гениальные песни, но не в должной степени - молодёжи, привыкшей к определённым стандартам записи, старые плёнки «Зоопарка» казались каким-то древним артефактом, а с таким отношением становится уже не до наслаждения текстами и эмоциями.
Зато спорность фигуры Ромы Зверя в качестве исполнителя роли Майка Науменко в «Лете» неплохо повышает интерес к личности лидера «Зоопарка». Зрители среднего возраста самозабвенно дискутируют, похож или не похож, и у более молодой аудитории возникает вопрос: а на кого похож-то, с кем сравнивать? Мини-альбом «Звери в зоопарке», содержащий четыре песни Майка в исполнении Ромы, тоже помогает вернуть Науменко на заслуженное почётное место в пантеоне русского рока. Саундтрек стал ещё одним поводом для споров: некоторые почему-то требовали от Зверя максимально точного копирования Майка, а некоторые, отдавая должное успехам Ромы в звукоподражании, всё же замечали, что в манере лидера «Зверей» есть некая буржуазная вальяжность. Но позвольте! Рома Зверь вообще-то сам рок-звезда и имеет право на собственную интерпретацию, каковым правом он пользуется довольно умеренно. Что до вальяжности, то Майк Науменко был чемпионом СССР по подобным интонациям в песнях. Это его особенный музыкальный талант: жить в коммуналке и пить дешёвое вино - но при этом демонстрировать в творчестве аристократическую расслабленность. Рома Зверь в меру сил пытается подхватить эту манеру - и какое значение имеет то, что он живёт в совершенно иных бытовых условиях?
Интересно слушать, как музыкант Билык вживается в роль музыканта Науменко в треках «Лето» и «6 утра». Не менее интересно становится, когда «Звери» предлагают собственную агрессивную рок-н-ролльную аранжировку «Звезды рок-н-ролла». Рискну предположить, что Майк и сам бы с удовольствием записал бы эту песню именно так, но ему не позволили технические возможности. А чтобы справиться с «Дрянью», Рома придумал некий симбиоз «Зверей» и «Зоопарка», изобретательно скрестив манеры этих коллективов. Недовольные, конечно, будут, но тех, кто после этого ЕР решит пристальнее изучить творчество Майка Науменко, определённо окажется больше.
Алексей Мажаев, InterMedia