В Москве душно.
Я в столице России, а мысли мои — в Париже: вспоминаю недавнюю поездку…
Вообще, будь я богатым человеком, если бы у фирмы хватало денег, регулярно бы весь коллектив в два приёма (по 15 человек) вывозил за границу: на неделю во Францию, потом — в Италию, Испанию, Швецию, Германию… Чтобы мои молодые коллеги понимали, насколько интересен мир вокруг, как хорошо объединяться и вместе делать что-то новое, любопытное, интересное, неизведанное…
Зашёл сегодня в одно московское кафе — и вспомнил парижский завтрак в маленьком семейном ресторанчике. Он привлёк нас с Максимом Андреевичем Меньшиковым как раз своей «семейственностью»: ресторанчик держат муж и жена, всего 12 «посадочных мест»…
Эх, Париж! Мне было интересно, и в то же время я вёл себя, как плохой иностранец, потому что время от времени снимал непарадную сторону города. Вот увидел человека, сидящего на скамейке, он пил пиво из банки, а рядом с ним собака — верная, спокойная. Мне так взгрустнулось, и сразу захотелось сделать снимок. К сожалению, фотографировал я издали, кадр не получился таким, каким хотелось, но всё-таки что-то, по-моему, вышло.
Потом мы с Максим Андреевичем спустились в метро, и первыми, кого увидели, были два друга. Они, как выяснилось, студенты, будущие бизнесмены. Один из них стучал (немножко, так сказать, заунывно) на барабане, а второй в такт покачивал головой.
— Можно вас сфотографировать?
— Нет проблем!
Сделал целую серию снимков с ними. Такие славные люди!
А вообще, парижский метрополитен меня неприятно поразил неухоженностью, грязно-серой атмосферой. Метро, я уверен, действует на парижан плохо, скверно, угнетающе. Если бы я стал мэром Парижа —конечно, первым делом изменил бы метро, перекрасил, чтобы оно хотя бы красками воздействовало на человека позитивно, а не наоборот. Потому что в нынешней подземке французской столицы — мало света, много шума, неубранные пространства и грязно-серые краски. Это ужасно!
Сфотографировал ещё нескольких пассажиров. Человека, который сказал, что учится на звукооператора и будет работать в кино; юношу, который напоминает меня в молодости. Все мы ищем людей, которые чуть-чуть похожи на нас, и когда встречаем таких, на душе становится чуть-чуть теплее.
Мне хотелось показать молодость Парижа.
Париж прошлого — это и Дюма, и Гюго, и Стендаль, и Бальзак, и Монтень, и Ларошфуко. Париж настоящего и будущего — это молодые люди, завтрашние хозяева этого города. Поэтому я снимал портреты молодых парижан. Мне казалось, что в их глазах — оптимизм, любовь к своему городу, любовь к себе и желание жить интересно.
Конечно, я брал у них адреса, обещал прислать снимки, приглашал на наш сайт, у которого есть версия и на французском языке.
В Париже, к кому бы мы с Максимом Андреевичем Меньшиковым ни обращались за помощью, нам обязательно помогали, готовы были показать дорогу, проводить… Доброжелательность поражала, и я снова и снова думал: «Вот для таких людей мы и создаём наш сайт».
Сегодня целый день, отдыхая дома, разбирал парижские снимки…
Мы нужны, мы востребованы. Мы помогли этим людям стать ещё лучше. Научили их полезному навыку, помогли поверить в своё «я».
А теперь я заряжаюсь положительными эмоциями перед наступающим днём, глядя на их лица…
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P.S. Кстати говоря, я зашёл на французскую версию «Набираем.Ру» и обомлел: приглашение на французском, а слова «Войти» и «Регистрация» — на русском. Французы не поймут. Надо будет исправить…
«Прожив неделю в Париже, я как нельзя лучше понял Францию; прожив в ней три года — совершенно не понимаю её». Курт Тухольский (1890-1935), немецкий журналист и писатель