Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Патриотизм или мазохизм?

Почему Россия никак не может обрести национальную идею

12 июня свой День независимости отметила Россия. Почти все праздничные мероприятия проводились государственными структурами. Большинство обычных граждан восприняло этот «праздник» просто как еще один выходной.

Стоит ли на основании этого сравнения делать вывод, что в современной России патриотизм отсутствует как таковой? Я категорически убежден, что нет. Для жителя США День независимости — символ обретения своей страны. Для жителя РФ День независимости — символ потери страны, в которой родились либо он сам, либо его родители.

Но вот вывод, который, с моей точки зрения, напрашивается. Современный российский патриотизм сродни путнику, который затерялся в безбрежной тайге и никак может найти дорогу домой. Но есть ли у нашего «путника» в принципе шансы это сделать? И вообще почему, скажем, даже самые бедные турки или китайцы беззаветно гордятся своей страной, а многие вполне себе благополучные граждане РФ при слове «Россия» презрительно кривят губы?

Синдром короля Ганса, или Самоунижение как национальная идея

«Язык приоритетов — это религия социализма», — торжественно заявил на конференции Лейбористской партии в Блэкпуле в июне 1949 года британский министр здравоохранения Эньюрин Бивен. В истории страны Бивен остался как политик, благодаря которому даже самый бедный житель королевства обрел доступ к бесплатному медицинскому обслуживанию. Бывший в момент своего рождения в 1945 году вполне разумным и даже единственно верным курс на «социализацию» Британии спустя три десятилетия превратился в мощный тормоз развития страны.

Иногда даже в самых демократических странах вдруг из ниоткуда возникает настолько мощный политический игрок, что все остальные его панически боятся. Например, в Америке ХХ века таким игроком был занимавший пост директора ФБР в течение 48 лет Эдгар Гувер. Если любой политик — включая президента — хоть как-то задевал интересы Гувера, тот сразу доставал из своего секретного архива папку с компроматом. И на этом «попытка бунта» неизменно заканчивалась.

Так вот курс, олицетворением которого был Бивен, породил своего «коллективного Гувера». Самой могущественной силой в британской политике стали профсоюзы. Стоило им погрозить пальчиком, как и правительство, и большой бизнес падали на колени. В результате британские предприятия стремительно теряли рентабельность. А профсоюзы, шантажируя общество угрозой общенациональных забастовок, выбивали все новые и новые льготы для «угнетаемых трудящихся».

Апофеозом вызванного «религией приоритетов» экономического и, что еще более важно, морального кризиса стала «зима гнева» — период на стыке 1978 и 1979 годов. Из-за постоянных требований профсоюзов в самую холодную зиму улицы британских городов были завалены мусором, а морги — мертвыми телами, которые никто не спешил хоронить. Потребовались шоковые реформы Маргарет Тэтчер, чтобы британское общество избавилось от дурмана «ложной религии» и вновь обрело веру в себя.

Приношу извинения за столь обширный исторический экскурс. Но, с моей точки зрения, современное российское общество тоже стало жертвой своеобразной «светской религии». «Религии», которая на первых порах была полезной и оздоровляющей силой. Но которая давно мутировала, приобрела абсолютно вредоносный характер и ныне больше всего напоминает регулярные ритуальные упражнения в садомазохизме.

Вы не понимаете, о чем я? Естественно, об активно вбиваемом нам в мозги вот уже многие годы убеждении: «Мы живем в самой худшей стране в самый худший период ее истории. Все, что было у нас хорошего, чистого и доброго, распалось, развалилось, деградировало. А впереди нас ждут только рекорды ужаса». Фраза «осталось только взять и застрелиться, а еще лучше повеситься» в этом жалобном потоке обычно не звучит. Но она почти всегда подразумевается.

Сразу хочу сделать важную оговорку. Я не считаю, что вокруг нас сплошное «цветение роз». Я не заявляю, что общество «под мудрым руководством партии и правительства» семимильными шагами несется от одной трудовой победы к другой. В современной России по-прежнему полно болезненных проблем, кровоточащих язв, грязи и примеров вопиющей несправедливости. Позади у нас — катастрофическое десятилетие нищих 90-х. Впереди у нас — неясные перспективы в мировом экономическом соревновании, которое с каждым годом становится все более жестким.

Однако, как сказал мне известный российский социолог, глава фонда «Общественное мнение» Александр Ослон: «Лучшее будущее — это как самосбывающийся прогноз. Если в него верить, оно, возможно, наступит, а возможно, не наступит. Но если в него не верить, оно не наступит с вероятностью в сто процентов».

В здоровых дозах чувство острой неудовлетворенности реальностью — самый мощный мотор изменений к лучшему: я пока не умею плавать, но я буду очень стараться, помучаюсь, и через какое-то время я поплыву, словно дельфин! Однако если «доза неудовлетворенности» становится запредельной, то организм — не важно какой, человеческий, общественный или государственный, — вступает в состояние острого отравления.

Исчезает всякая мотивация бороться за перемены к лучшему: я пока не умею плавать и учиться не буду — какой смысл? Все равно, как только я войду в воду, меня сожрут страшные морские чудища! И не важно, что я нахожусь на крошечном островке, где особо нечего есть и пить. По-любому помирать!

Когда в 1987 году в наш политический лексикон вошло слово «гласность», мне едва исполнилось двенадцать лет. Но я отлично помню то ощущение катарсиса, вызванное осуществлением на практике лозунга «жить не по лжи». Да, узнавать, что все вокруг нас не так благолепно, как еще недавно писали газеты, было не очень приятно. Однако тот факт, что вещи начали называть своими именами, внушал надежды — да еще какие!

Многие нынешние «потоки негативного сознания» не имеют ничего общего ни с надеждами, ни тем более с катарсисом. Лозунг «жить не по лжи» в современной России, с моей точки зрения, переродился и превратился в свою противоположность. Вместо «обидной, но честной правды» нам все чаще подсовывают горы нелепых мифов. И тот факт, что источником этой пропаганды является не государство, а «креативно настроенные» граждане, только делает ситуацию не менее дикой.

Впрочем, довольно теории. Перейдем к практике. Основная масса мифов о современной российской реальности четко делится на две категории. Условное название первой — «Раньше мы жили в раю, а теперь мы живем в аду». А вот яркий представитель этой категории — некогда считавшийся серьезным экономическим экспертом экс-советникпремьер-министра РФ Касьянова Михаил Делягин.

Недавно этот деятель задался целью доказать: и в области демократизации, соблюдения законности и защиты прав человека сталинский СССР обогнал путинскую Россию на многие световые годы. Человек с менее развитым воображением был бы раздавлен «монументальностью» подобной задачи. А вот у Михаила Делягина получился абсолютно безупречный с публицистической точки зрения текст.

«Одно из объяснений террора 1937 года — чудовищного, многоуровневого — заключалось именно в том, что это было восстание тогдашней партхозноменклатуры против идеи альтернативных выборов, которые товарищ Сталин не просто где-то в дневниковых записях чего-то записывал. Он это провозгласил и пытался это дело внедрить. Сталин пытался построить цивилизованное общество, пытался построить гуманное общество.

Когда мы смотрим на ничтожество нынешнего руководства, на его мерзость, на то, что сейчас вас не объявят изменником родины. Вас объявят вором, вам подбросят наркотики. Вы — раб. Это ситуация, которой не было в Советском Союзе. Можно было искать справедливость. Иногда люди отбивали своих родственников, не обладая никакими связями. А сейчас эта машинка по перемалыванию людей работает абсолютно тупо и беспощадно».

В тексте Михаила Делягина есть еще много чего феерического. Например, про «малый бизнес», который — да-да, вы угадали — в сталинском СССР был более развит, чем в путинской России. Но думается, что процитированного выше уже более чем достаточно для понимания сути.

Прочитав этот текст Делягина, я долго не мог прийти в себя от изумления и возмущения: как можно заниматься таким откровенным надругательством одновременно и над историей, и над здравым смыслом? Неужели на «лидеров общественного мнения» типа Делягина не действуют никакие разумные аргументы?

После долгих и мучительных раздумий я все-таки нашел «аргумент», который в теории мог бы оказаться очень эффективным. Нашел я его у любимого писателя моего детства Ганса Христиана Андерсена — а точнее, в его сказке 1838 года «Калоши счастья».

Для тех, кто не помнит, вот вкратце одна из ее сюжетных линий. Живущий в Копенгагене ХIХ века советник юстиции Кнап очень сильно ностальгировал по временам правления средневекового властелина Дании — короля Ганса. И вот однажды случилось чудо: вместо своих калош советник надел «калоши счастья», которые и перенесли во времена короля Ганса.

«Это ужаснейшая минута в моей жизни!» — говорил себе советник Кнап после всего нескольких часов пребывания во «времени своей мечты». Но тут, на счастье Кнапа, «калоши счастья» свалились с его ног — и советник вернулся в презираемую им Данию ХIХ века.

Если бы всех нынешних российских апологетов «старых добрых времен» можно было бы в принудительном порядке обуть в «калоши счастья», они мигом бы обрели более сбалансированное представление о современном состоянии РФ. Но, увы, «технического описания» «калош счастья» великий сказочник Андерсен нам не оставил.

Поэтому сторонники тезиса «раньше мы жили в раю, а теперь мы живем в аду» могут и дальше с успехом заниматься пропагандой своих взглядов. В силу множества объективных и случайных причин уровень невежества нашего общества по поводу собственной истории и окружающего мира носит абсолютно чудовищный характер. А убежденность в том, что хорошо там, «где нас нет» — часть человеческой натуры. Вот и получается, что «пипл хавает» все.

12 июня свой День независимости отметила Россия. Почти все праздничные мероприятия проводились государственными структурами. Большинство обычных граждан восприняло этот «праздник» просто как еще один выходной.

Стоит ли на основании этого сравнения делать вывод, что в современной России патриотизм отсутствует как таковой? Я категорически убежден, что нет. Для жителя США День независимости — символ обретения своей страны. Для жителя РФ День независимости — символ потери страны, в которой родились либо он сам, либо его родители.

Но вот вывод, который, с моей точки зрения, напрашивается. Современный российский патриотизм сродни путнику, который затерялся в безбрежной тайге и никак может найти дорогу домой. Но есть ли у нашего «путника» в принципе шансы это сделать? И вообще почему, скажем, даже самые бедные турки или китайцы беззаветно гордятся своей страной, а многие вполне себе благополучные граждане РФ при слове «Россия» презрительно кривят губы?

Синдром короля Ганса, или Самоунижение как национальная идея

«Язык приоритетов — это религия социализма», — торжественно заявил на конференции Лейбористской партии в Блэкпуле в июне 1949 года британский министр здравоохранения Эньюрин Бивен. В истории страны Бивен остался как политик, благодаря которому даже самый бедный житель королевства обрел доступ к бесплатному медицинскому обслуживанию. Бывший в момент своего рождения в 1945 году вполне разумным и даже единственно верным курс на «социализацию» Британии спустя три десятилетия превратился в мощный тормоз развития страны.

Иногда даже в самых демократических странах вдруг из ниоткуда возникает настолько мощный политический игрок, что все остальные его панически боятся. Например, в Америке ХХ века таким игроком был занимавший пост директора ФБР в течение 48 лет Эдгар Гувер. Если любой политик — включая президента — хоть как-то задевал интересы Гувера, тот сразу доставал из своего секретного архива папку с компроматом. И на этом «попытка бунта» неизменно заканчивалась.

Так вот курс, олицетворением которого был Бивен, породил своего «коллективного Гувера». Самой могущественной силой в британской политике стали профсоюзы. Стоило им погрозить пальчиком, как и правительство, и большой бизнес падали на колени. В результате британские предприятия стремительно теряли рентабельность. А профсоюзы, шантажируя общество угрозой общенациональных забастовок, выбивали все новые и новые льготы для «угнетаемых трудящихся».

Апофеозом вызванного «религией приоритетов» экономического и, что еще более важно, морального кризиса стала «зима гнева» — период на стыке 1978 и 1979 годов. Из-за постоянных требований профсоюзов в самую холодную зиму улицы британских городов были завалены мусором, а морги — мертвыми телами, которые никто не спешил хоронить. Потребовались шоковые реформы Маргарет Тэтчер, чтобы британское общество избавилось от дурмана «ложной религии» и вновь обрело веру в себя.

Приношу извинения за столь обширный исторический экскурс. Но, с моей точки зрения, современное российское общество тоже стало жертвой своеобразной «светской религии». «Религии», которая на первых порах была полезной и оздоровляющей силой. Но которая давно мутировала, приобрела абсолютно вредоносный характер и ныне больше всего напоминает регулярные ритуальные упражнения в садомазохизме.

Вы не понимаете, о чем я? Естественно, об активно вбиваемом нам в мозги вот уже многие годы убеждении: «Мы живем в самой худшей стране в самый худший период ее истории. Все, что было у нас хорошего, чистого и доброго, распалось, развалилось, деградировало. А впереди нас ждут только рекорды ужаса». Фраза «осталось только взять и застрелиться, а еще лучше повеситься» в этом жалобном потоке обычно не звучит. Но она почти всегда подразумевается.

Сразу хочу сделать важную оговорку. Я не считаю, что вокруг нас сплошное «цветение роз». Я не заявляю, что общество «под мудрым руководством партии и правительства» семимильными шагами несется от одной трудовой победы к другой. В современной России по-прежнему полно болезненных проблем, кровоточащих язв, грязи и примеров вопиющей несправедливости. Позади у нас — катастрофическое десятилетие нищих 90-х. Впереди у нас — неясные перспективы в мировом экономическом соревновании, которое с каждым годом становится все более жестким.

Однако, как сказал мне известный российский социолог, глава фонда «Общественное мнение» Александр Ослон: «Лучшее будущее — это как самосбывающийся прогноз. Если в него верить, оно, возможно, наступит, а возможно, не наступит. Но если в него не верить, оно не наступит с вероятностью в сто процентов».

В здоровых дозах чувство острой неудовлетворенности реальностью — самый мощный мотор изменений к лучшему: я пока не умею плавать, но я буду очень стараться, помучаюсь, и через какое-то время я поплыву, словно дельфин! Однако если «доза неудовлетворенности» становится запредельной, то организм — не важно какой, человеческий, общественный или государственный, — вступает в состояние острого отравления.

Исчезает всякая мотивация бороться за перемены к лучшему: я пока не умею плавать и учиться не буду — какой смысл? Все равно, как только я войду в воду, меня сожрут страшные морские чудища! И не важно, что я нахожусь на крошечном островке, где особо нечего есть и пить. По-любому помирать!

Когда в 1987 году в наш политический лексикон вошло слово «гласность», мне едва исполнилось двенадцать лет. Но я отлично помню то ощущение катарсиса, вызванное осуществлением на практике лозунга «жить не по лжи». Да, узнавать, что все вокруг нас не так благолепно, как еще недавно писали газеты, было не очень приятно. Однако тот факт, что вещи начали называть своими именами, внушал надежды — да еще какие!

Многие нынешние «потоки негативного сознания» не имеют ничего общего ни с надеждами, ни тем более с катарсисом. Лозунг «жить не по лжи» в современной России, с моей точки зрения, переродился и превратился в свою противоположность. Вместо «обидной, но честной правды» нам все чаще подсовывают горы нелепых мифов. И тот факт, что источником этой пропаганды является не государство, а «креативно настроенные» граждане, только делает ситуацию не менее дикой.

Впрочем, довольно теории. Перейдем к практике. Основная масса мифов о современной российской реальности четко делится на две категории. Условное название первой — «Раньше мы жили в раю, а теперь мы живем в аду». А вот яркий представитель этой категории — некогда считавшийся серьезным экономическим экспертом экс-советникпремьер-министра РФ Касьянова Михаил Делягин.

Недавно этот деятель задался целью доказать: и в области демократизации, соблюдения законности и защиты прав человека сталинский СССР обогнал путинскую Россию на многие световые годы. Человек с менее развитым воображением был бы раздавлен «монументальностью» подобной задачи. А вот у Михаила Делягина получился абсолютно безупречный с публицистической точки зрения текст.

«Одно из объяснений террора 1937 года — чудовищного, многоуровневого — заключалось именно в том, что это было восстание тогдашней партхозноменклатуры против идеи альтернативных выборов, которые товарищ Сталин не просто где-то в дневниковых записях чего-то записывал. Он это провозгласил и пытался это дело внедрить. Сталин пытался построить цивилизованное общество, пытался построить гуманное общество.

Когда мы смотрим на ничтожество нынешнего руководства, на его мерзость, на то, что сейчас вас не объявят изменником родины. Вас объявят вором, вам подбросят наркотики. Вы — раб. Это ситуация, которой не было в Советском Союзе. Можно было искать справедливость. Иногда люди отбивали своих родственников, не обладая никакими связями. А сейчас эта машинка по перемалыванию людей работает абсолютно тупо и беспощадно».

В тексте Михаила Делягина есть еще много чего феерического. Например, про «малый бизнес», который — да-да, вы угадали — в сталинском СССР был более развит, чем в путинской России. Но думается, что процитированного выше уже более чем достаточно для понимания сути.

Прочитав этот текст Делягина, я долго не мог прийти в себя от изумления и возмущения: как можно заниматься таким откровенным надругательством одновременно и над историей, и над здравым смыслом? Неужели на «лидеров общественного мнения» типа Делягина не действуют никакие разумные аргументы?

После долгих и мучительных раздумий я все-таки нашел «аргумент», который в теории мог бы оказаться очень эффективным. Нашел я его у любимого писателя моего детства Ганса Христиана Андерсена — а точнее, в его сказке 1838 года «Калоши счастья».

Для тех, кто не помнит, вот вкратце одна из ее сюжетных линий. Живущий в Копенгагене ХIХ века советник юстиции Кнап очень сильно ностальгировал по временам правления средневекового властелина Дании — короля Ганса. И вот однажды случилось чудо: вместо своих калош советник надел «калоши счастья», которые и перенесли во времена короля Ганса.

«Это ужаснейшая минута в моей жизни!» — говорил себе советник Кнап после всего нескольких часов пребывания во «времени своей мечты». Но тут, на счастье Кнапа, «калоши счастья» свалились с его ног — и советник вернулся в презираемую им Данию ХIХ века.

Если бы всех нынешних российских апологетов «старых добрых времен» можно было бы в принудительном порядке обуть в «калоши счастья», они мигом бы обрели более сбалансированное представление о современном состоянии РФ. Но, увы, «технического описания» «калош счастья» великий сказочник Андерсен нам не оставил.

Поэтому сторонники тезиса «раньше мы жили в раю, а теперь мы живем в аду» могут и дальше с успехом заниматься пропагандой своих взглядов. В силу множества объективных и случайных причин уровень невежества нашего общества по поводу собственной истории и окружающего мира носит абсолютно чудовищный характер. А убежденность в том, что хорошо там, «где нас нет» — часть человеческой натуры. Вот и получается, что «пипл хавает» все.

12 июня свой День независимости отметила Россия. Почти все праздничные мероприятия проводились государственными структурами. Большинство обычных граждан восприняло этот «праздник» просто как еще один выходной.

Стоит ли на основании этого сравнения делать вывод, что в современной России патриотизм отсутствует как таковой? Я категорически убежден, что нет. Для жителя США День независимости — символ обретения своей страны. Для жителя РФ День независимости — символ потери страны, в которой родились либо он сам, либо его родители.

Но вот вывод, который, с моей точки зрения, напрашивается. Современный российский патриотизм сродни путнику, который затерялся в безбрежной тайге и никак может найти дорогу домой. Но есть ли у нашего «путника» в принципе шансы это сделать? И вообще почему, скажем, даже самые бедные турки или китайцы беззаветно гордятся своей страной, а многие вполне себе благополучные граждане РФ при слове «Россия» презрительно кривят губы?

Синдром короля Ганса, или Самоунижение как национальная идея

«Язык приоритетов — это религия социализма», — торжественно заявил на конференции Лейбористской партии в Блэкпуле в июне 1949 года британский министр здравоохранения Эньюрин Бивен. В истории страны Бивен остался как политик, благодаря которому даже самый бедный житель королевства обрел доступ к бесплатному медицинскому обслуживанию. Бывший в момент своего рождения в 1945 году вполне разумным и даже единственно верным курс на «социализацию» Британии спустя три десятилетия превратился в мощный тормоз развития страны.

Иногда даже в самых демократических странах вдруг из ниоткуда возникает настолько мощный политический игрок, что все остальные его панически боятся. Например, в Америке ХХ века таким игроком был занимавший пост директора ФБР в течение 48 лет Эдгар Гувер. Если любой политик — включая президента — хоть как-то задевал интересы Гувера, тот сразу доставал из своего секретного архива папку с компроматом. И на этом «попытка бунта» неизменно заканчивалась.

Так вот курс, олицетворением которого был Бивен, породил своего «коллективного Гувера». Самой могущественной силой в британской политике стали профсоюзы. Стоило им погрозить пальчиком, как и правительство, и большой бизнес падали на колени. В результате британские предприятия стремительно теряли рентабельность. А профсоюзы, шантажируя общество угрозой общенациональных забастовок, выбивали все новые и новые льготы для «угнетаемых трудящихся».

Апофеозом вызванного «религией приоритетов» экономического и, что еще более важно, морального кризиса стала «зима гнева» — период на стыке 1978 и 1979 годов. Из-за постоянных требований профсоюзов в самую холодную зиму улицы британских городов были завалены мусором, а морги — мертвыми телами, которые никто не спешил хоронить. Потребовались шоковые реформы Маргарет Тэтчер, чтобы британское общество избавилось от дурмана «ложной религии» и вновь обрело веру в себя.

Приношу извинения за столь обширный исторический экскурс. Но, с моей точки зрения, современное российское общество тоже стало жертвой своеобразной «светской религии». «Религии», которая на первых порах была полезной и оздоровляющей силой. Но которая давно мутировала, приобрела абсолютно вредоносный характер и ныне больше всего напоминает регулярные ритуальные упражнения в садомазохизме.

Вы не понимаете, о чем я? Естественно, об активно вбиваемом нам в мозги вот уже многие годы убеждении: «Мы живем в самой худшей стране в самый худший период ее истории. Все, что было у нас хорошего, чистого и доброго, распалось, развалилось, деградировало. А впереди нас ждут только рекорды ужаса». Фраза «осталось только взять и застрелиться, а еще лучше повеситься» в этом жалобном потоке обычно не звучит. Но она почти всегда подразумевается.

Сразу хочу сделать важную оговорку. Я не считаю, что вокруг нас сплошное «цветение роз». Я не заявляю, что общество «под мудрым руководством партии и правительства» семимильными шагами несется от одной трудовой победы к другой. В современной России по-прежнему полно болезненных проблем, кровоточащих язв, грязи и примеров вопиющей несправедливости. Позади у нас — катастрофическое десятилетие нищих 90-х. Впереди у нас — неясные перспективы в мировом экономическом соревновании, которое с каждым годом становится все более жестким.

Однако, как сказал мне известный российский социолог, глава фонда «Общественное мнение» Александр Ослон: «Лучшее будущее — это как самосбывающийся прогноз. Если в него верить, оно, возможно, наступит, а возможно, не наступит. Но если в него не верить, оно не наступит с вероятностью в сто процентов».

В здоровых дозах чувство острой неудовлетворенности реальностью — самый мощный мотор изменений к лучшему: я пока не умею плавать, но я буду очень стараться, помучаюсь, и через какое-то время я поплыву, словно дельфин! Однако если «доза неудовлетворенности» становится запредельной, то организм — не важно какой, человеческий, общественный или государственный, — вступает в состояние острого отравления.

Исчезает всякая мотивация бороться за перемены к лучшему: я пока не умею плавать и учиться не буду — какой смысл? Все равно, как только я войду в воду, меня сожрут страшные морские чудища! И не важно, что я нахожусь на крошечном островке, где особо нечего есть и пить. По-любому помирать!

Когда в 1987 году в наш политический лексикон вошло слово «гласность», мне едва исполнилось двенадцать лет. Но я отлично помню то ощущение катарсиса, вызванное осуществлением на практике лозунга «жить не по лжи». Да, узнавать, что все вокруг нас не так благолепно, как еще недавно писали газеты, было не очень приятно. Однако тот факт, что вещи начали называть своими именами, внушал надежды — да еще какие!

Многие нынешние «потоки негативного сознания» не имеют ничего общего ни с надеждами, ни тем более с катарсисом. Лозунг «жить не по лжи» в современной России, с моей точки зрения, переродился и превратился в свою противоположность. Вместо «обидной, но честной правды» нам все чаще подсовывают горы нелепых мифов. И тот факт, что источником этой пропаганды является не государство, а «креативно настроенные» граждане, только делает ситуацию не менее дикой.

Впрочем, довольно теории. Перейдем к практике. Основная масса мифов о современной российской реальности четко делится на две категории. Условное название первой — «Раньше мы жили в раю, а теперь мы живем в аду». А вот яркий представитель этой категории — некогда считавшийся серьезным экономическим экспертом экс-советникпремьер-министра РФ Касьянова Михаил Делягин.

Недавно этот деятель задался целью доказать: и в области демократизации, соблюдения законности и защиты прав человека сталинский СССР обогнал путинскую Россию на многие световые годы. Человек с менее развитым воображением был бы раздавлен «монументальностью» подобной задачи. А вот у Михаила Делягина получился абсолютно безупречный с публицистической точки зрения текст.

«Одно из объяснений террора 1937 года — чудовищного, многоуровневого — заключалось именно в том, что это было восстание тогдашней партхозноменклатуры против идеи альтернативных выборов, которые товарищ Сталин не просто где-то в дневниковых записях чего-то записывал. Он это провозгласил и пытался это дело внедрить. Сталин пытался построить цивилизованное общество, пытался построить гуманное общество.

Когда мы смотрим на ничтожество нынешнего руководства, на его мерзость, на то, что сейчас вас не объявят изменником родины. Вас объявят вором, вам подбросят наркотики. Вы — раб. Это ситуация, которой не было в Советском Союзе. Можно было искать справедливость. Иногда люди отбивали своих родственников, не обладая никакими связями. А сейчас эта машинка по перемалыванию людей работает абсолютно тупо и беспощадно».

В тексте Михаила Делягина есть еще много чего феерического. Например, про «малый бизнес», который — да-да, вы угадали — в сталинском СССР был более развит, чем в путинской России. Но думается, что процитированного выше уже более чем достаточно для понимания сути.

Прочитав этот текст Делягина, я долго не мог прийти в себя от изумления и возмущения: как можно заниматься таким откровенным надругательством одновременно и над историей, и над здравым смыслом? Неужели на «лидеров общественного мнения» типа Делягина не действуют никакие разумные аргументы?

После долгих и мучительных раздумий я все-таки нашел «аргумент», который в теории мог бы оказаться очень эффективным. Нашел я его у любимого писателя моего детства Ганса Христиана Андерсена — а точнее, в его сказке 1838 года «Калоши счастья».

Для тех, кто не помнит, вот вкратце одна из ее сюжетных линий. Живущий в Копенгагене ХIХ века советник юстиции Кнап очень сильно ностальгировал по временам правления средневекового властелина Дании — короля Ганса. И вот однажды случилось чудо: вместо своих калош советник надел «калоши счастья», которые и перенесли во времена короля Ганса.

«Это ужаснейшая минута в моей жизни!» — говорил себе советник Кнап после всего нескольких часов пребывания во «времени своей мечты». Но тут, на счастье Кнапа, «калоши счастья» свалились с его ног — и советник вернулся в презираемую им Данию ХIХ века.

Если бы всех нынешних российских апологетов «старых добрых времен» можно было бы в принудительном порядке обуть в «калоши счастья», они мигом бы обрели более сбалансированное представление о современном состоянии РФ. Но, увы, «технического описания» «калош счастья» великий сказочник Андерсен нам не оставил.

Поэтому сторонники тезиса «раньше мы жили в раю, а теперь мы живем в аду» могут и дальше с успехом заниматься пропагандой своих взглядов. В силу множества объективных и случайных причин уровень невежества нашего общества по поводу собственной истории и окружающего мира носит абсолютно чудовищный характер. А убежденность в том, что хорошо там, «где нас нет» — часть человеческой натуры. Вот и получается, что «пипл хавает» все.

720


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95