Накануне 25 января, Дня студентов, принято ностальгировать о веселой и позитивной вузовской жизни. «МК» решил пойти другим путем. Мы попросили студентов из разных городов рассказать о том, что бы они хотели изменить в своем вузе. Поскольку рассказы опрошенных нами ребят во многом совпадали, педагогам и деканам стоит взять их истории на заметку.
Первое, на что обращают внимание студенты, это организация дистанционного обучения.
— Когда впервые началась дистанционка, это был ужас, — рассказывает Дарья из Санкт-Петербурга. — Поскольку каких-то общих, централизованных правил не было, каждый деканат воспринял понятие об удаленке на свой лад. Никто из кураторов не представлял, как составлять индивидуальный план, по какой форме нам писать заявление на удаленку. Сейчас другие проблемы — педагог то подключиться не может, то презентацию не в том формате пришлет. Видимо, сказывается возраст.
Второе, на что обратили ребята внимание, — очень маленькая стипендия при относительно высоких ценах в столовой.
— Если ты просто учишься на «четверки» и «пятерки», а не активист, спортсмен и так далее, получаешь чуть больше двух тысяч. Эти деньги в Питере даже подспорьем назвать нельзя — особенно когда ты живешь в общежитии, — жалуется Александр, студент Санкт-Петербургского горного университета.
— У нас в вузе то же самое. Цены в столовке такие, что стипендии хватит лишь на несколько обедов в месяц, — говорит Ирина из Москвы.
Очень многие опрошенные нами ребята жалуются на, мягко говоря, своеобразное отношение преподавателей.
— В деканате на тебя запросто могут накричать. Просто так, — рассказывает Артем, студент одного из московских технических вузов. — Причем такое отношение исходит как от замдекана, так и от рядовых сотрудников. Мы, студенты, конечно, тоже не подарок, но иногда прямо видно, что человек просто срывает на тебе зло из-за своего плохого настроения.
— Моя подружка плохо учится, а я — почти отличница, — рассказывает выпускница Светлана из Москвы. — Так вот на лекции по психологии мы с ней болтали, и преподаватель это увидела. Она сделала нам замечание и сказала мне при всей группе: «Зачем ты вообще с ней общаешься? У тебя такие перспективы, а с такой подружкой окончишь жизнь пьяная под забором». Зачем оскорблять человека при всех?
Другие же девушки-студентки жалуются на слишком фривольное поведение педагогов-мужчин.
— У нас есть пожилой препод, у которого манера во время лекции подходить к какой-нибудь девочке, класть ей руку на плечо и заглядывать в ее конспект. При этом он очень близко наклоняется и может что-то прошептать на ушко. Обычно это безобидное «молодец» или «успеваешь записывать?», но делает он это так сексуально, что становится не по себе. При этом он постоянно надушен какой-то неприятной туалетной водой. Понятно, для чего он это все делает, но ведь не пожалуешься — формально он к нам не пристает, — рассказывает 20-летняя Ольга.
— Меня преподаватель по физкультуре спросил, есть ли у меня парень, и, узнав, что нет, начал делать странные комплименты — мол, как же нет парня, когда я такая красивая да так хорошо сложена, — говорит ее сокурсница.
А вот студентка Татьяна одного из московских вузов, наоборот, пожаловалась на слишком холодное отношение педагогов-мужчин.
— Я с завистью вспоминаю маму, которая рассказывала, как во время ее учебы в начале нулевых они с молодыми преподавателями дружили и вместе одной компанией могли зарулить вечером в ночной клуб. Она до сих пор общается со своими педагогами в соцсетях, причем на «ты». У нас же в вузе все словно боятся, что их за что-нибудь привлекут. У нас есть молодой харизматичный преподаватель, так интересно лекции ведет. Однажды подошли к нему с подругой и спросили, есть ли он в соцсетях. Так он так от нас шарахнулся: мол, я для вас только педагог и все неформальные контакты исключены. Теперь даже когда спрашивает нас на лекции, глаза отводит, словно мы его домогались.
— А я бы пожаловался на скрытность информации, — говорит студент одного из уральских вузов Алексей. — Если есть какой-то вопрос не по материалу, а по организации учебного процесса, начинается «обратись в такой кабинет», идешь туда, говорят — «нет, это не сюда». И так можно ходить по кругу. Сайт не помогает — там тоже квест еще тот. Да в принципе и с некоторыми лекциями то же самое. Если что-то непонятно или хочешь узнать больше, получить от педагога ответ «сам разберись» или «посмотри на стенде» привычное дело. При поступлении я пытался найти информацию о проходных баллах, и это оказалось просто невозможно! У меня создалось ощущение, что они своих баллов стесняются и специально прячут эти документы так, чтобы никто не нашел. Хотя, возможно, у них просто такие криворукие админы.
А еще в беседе с «МК» студенты жаловались на слабое преподавание английского языка (даже на профильных, языковых факультетах), на недоделки при строительстве современных корпусов (трещины на стенах, протекающий потолок) и на неудобное расписание, не позволяющее перекусить. Сразу четверо студентов и выпускников разных вузов признались, что из-за отсутствия перерыва на обед во время учебы заработали гастрит
Анна Белова