В прошлое воскресенье, когда у меня была бессонная ночь (незапланированная радиопередача, после которой никак не мог уснуть), с утра, около восьми, меня разбудил перфоратор. Где, в какой квартире по соседству что-то ремонтировали - понять невозможно.
Общеизвестно: по субботам и воскресеньям запрещён ремонт квартир – это нарушает покой соседей. Я хотел спать, закрывал глаза, затыкал уши ватой, уговаривал себя не реагировать, но ничего не помогало. Казалось, что ремонтируют не где-то, а долбят прямо по моей голове…
Померил давление – поднялось. Принял таблетки – лучше не стало. Подумал, не вызвать ли «скорую». Было нереально жутко, скверно, ужасно, тяжко…
Я тогда позвонил по 02. Минут пятнадцать, по моим ощущениям, никто не брал трубку (на самом деле минут пять, но и это много для службы 02). Затем со мной поговорили и обещали передать мою жалобу в соответствующее подразделение – чтобы сотрудники полиции подъехали, выяснили, кто нарушает Закон о тишине, и попросили отложить ремонт.
К сожалению, так никто ничего и не сделал. Я в тот день еле-еле сохранил относительное спокойствие и чудом не попал в больницу – вполне мог быть инфаркт.
И вот сегодня с утра у меня раздался звонок:
- Вы звонили утром в прошлое воскресенье по 02?
- Звонил.
- Вы жаловались?
- Жаловался.
- А если людям надо ремонтировать, а в другие дни они работают, что же им делать?
- Ну, во-первых, это неправда. Трудятся нанятые рабочие, гастарбайтеры, которые могут и в будние дни. Но по большому счёту это не моё дело – нельзя нарушать покой! Я мог бы попасть в больницу, и не только я. Представляете, как воздействует шум на некоторых людей? Если не представляете, спросите у медиков.
- Ничего я спрашивать не буду. Пусть люди ремонтируют!
На том конце повесили трубку.
Вот и всё расследование по поводу моего звонка.
Как выборочно полиция относится к соблюдению тех или иных законов! Вышел человек с одиночным пикетом, поднял плакат, от которого никому ни холодно, ни жарко, - его сразу в кутузку, административный протокол составляют, профилактическую беседу проводят. А тут каждую субботу и воскресенье весь дом трясёт (я потом узнал, что жаловались многие) – и всем до фени.
Да, дело происходило в воскресенье, и жаловался я в воскресенье, и обещали мне разобраться опять же в воскресенье. Но позвонили – сегодня, во вторник. Быстрая реакция! Главное – действенная…
Тот воскресный недосып сказался и сегодня. Хотя прошло два дня, а не могу прийти в себя до сих пор.
С утра ко мне заехала Лариса Николаевна – дама, которую я отучал курить. После сеанса мы с ней разговорились, и я выяснил, что она работает в мастерской Росгосцирка – делает шторы, тюлевые занавесы, шьёт костюмы для некоторых артистов, и вот сейчас их выгоняют из помещения: пришёл новый начальник, и он решил пересмотреть все старые договора по аренде.
Тут я и вспомнил, что хорошо знаком с Александром Дмитриевичем Калмыковым, нынешним начальником Росгосцирка. Вот я и подумал, что имеет смысл к нему обратиться, - если он сможет, то даст нам дельный совет, благо меня с ним связывает уже тридцатилетие (если не сорокалетие) дружбы.
Александр Дмитриевич Калмыков принял меня, как говорится, с распростёртыми объятиями.
Мы вспоминали Юрия Никулина, Марка Местечкина, немного поговорили и о Леониде Леонидовиче Костюке, который долгое время работал директором цирка на Ленинских горах. Том самом Костюке, который только на моей памяти испортил жизнь примерно двадцати талантливым людям. Это на совести Леонида Костюка – загубленная карьера великого клоуна Грачика Кещяна…
Сейчас никакого зла я на Л. Л. Костюка не держу – всё, как говорится, давно прощено. Но вот в разговоре с А. Д. Калмыковым мы об этом вспомнили.
После часа воспоминаний мы наконец-таки вернулись к вопросу, из-за которого я пришёл. Александр Дмитриевич обещал помочь Ларисе Николаевне.
- Ну как тебе работается? – спросил я Сашу в конце беседы.
- Интересно, но жутко сложно. Ты ведь сам знаешь, - сказал он, - Росгосцирк никогда не отличался добродушной обстановкой. Здесь есть свои кланы, свои группировки. Артист цирка – натура эгоистичная, что необходимо учитывать в своей работе. Для всех хорошим быть невозможно. Но я стараюсь людей не обижать. Пытаюсь так сделать, чтобы государство нам помогало. Кое-что удаётся. Министру культуры не до нас, а жаль. Цирк – искусство народное, нужное людям, поднимающее оптимизм, но, к сожалению, многие этого не понимают. Мировой цирк практически кончился, есть два-три названия, среди них – цирк «Дю Солей», который, кстати говоря, ты это знаешь, российские артисты организовали…
Расстались мы чуть ли не со слезами на глазах. Договорились почаще встречаться.
После Росгосцирка я приехал в офис «Эргосоло», где наскоро пообедал, дал интервью для телевидения (о мобильных телефонах), а вечером Евгений Алексеевич Никитин отвёз меня и Людмилу Аркадьевну Макарову в театр Петра Наумовича Фоменко, и мы посмотрели спектакль «Театральный роман».
Вот сейчас пишу о спектакле, закрываю глаза – и вижу те или иные сцены, слышу актёрские голоса.
Блистательная работа! Всё чётко, ясно, красиво, деликатно, порой смешно и невероятно увлекательно. Потрясающая атмосфера единения зала и сцены! Порой возникала такая тишина, что, казалось, в зале нет ни одного человека, и вдруг тишина взрывается аплодисментами или тактичным смехом: не гоготом, а именно тактичным смехом – ироничным, славным, интеллигентным.
Сейчас поздно. Никто наконец-то перфоратором не долбит стенку. Ложусь спать и надеюсь выспаться.
Вот только напишу письмо Кириллу Юрьевичу Евдокимову, чтобы он активнее занимался поиском сотрудников, текстами для соревнований, расписанием работы – а ещё хорошо бы составить инструкцию для тех, кто трудится в офисе ночью. Уверен: любой сотрудник на ночном дежурстве может приносить пользы в два-три раза больше, чем это происходит сегодня.
А вот список тех, кому публично приношу особую благодарность. Список из десяти человек.
На самом деле таких людей, к счастью, больше.
Вы можете посмотреть личные странички этих солистов.
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P.S. У меня огромные надежды на Татарию и Николая Анатольевича Никифорова, министра информатизации и вице-премьера этой республики. Мы должны свою идею о повышении компьютерной грамотности чиновников Татарии пробить!
«Клоун: артист, который в цирке играет роль человека». Казимеж Сломиньский, польский поэт, филолог, афорист