На сегодня назначено небольшое выступление перед учителями в моей подшефной школе.
Всю ночь, вместо того чтобы крепко спать, составлял конспект выступления. И придумал: начну с цитаты Джона Локка «От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа».
Учителя недооценивают свою роль. На самом деле они могут серьёзно влиять на жизнь учеников – как в плюс, так и в минус.
Вот, скажем, ситуация. Подростку трудно: папа пьёт и поколачивает маму, сестра нагуляла ребёнка, родители её обзывают, матерят, издеваются. Подросток всё это слышит.
В школе ему тяжело: домашние задания он не делает, на уроках невнимателен, и все учителя его прорабатывают.
Первый урок, алгебра. Ученик получает замечание. Второй урок – русский язык. Словесница не знает, что было на математике, и честит подростка за то, что он никак не может понять правила обособления деепричастных оборотов. В гробу он видел эти деепричастия!
А потом география. А затем биология. И каждый учитель добавляет: замечания, высмеивания, обидные реплики, подколы. Все добавляют чуть-чуть демагогии.
Какая тут валентность (о которой твердит химичка), какие там артикли (он учит немецкий язык), зачем ему закон Ома (физичка настаивает, а ему плевать)! Он готов эту школу взорвать. Домой ему не хочется, в школе тошно… Как жить тринадцатилетнему мальчишке?
А ведь любой учитель может сделать его счастливым, радостным, запретить его ругать, попить вместе чаю, а может быть, в кино сходить.
Когда сегодня говорил на эту тему с педагогами, вспоминал о том, как мы с Валентиной Фёдоровной Терещук работали в 87-й ленинградской школе.
Я так расписывал жизнь этого школьника, что у некоторых учительниц глаза заблестели: вот-вот слеза выкатится.
Почему наша программа «Соло на клавиатуре» пользуется популярностью?
Да потому что мы помогаем человеку поверить в свои силы.
Пока он выполнит 100 заданий, мы его 300 раз похвалим, 150 раз развлечём и 200 раз сможем вдолбить одну и ту же мысль: «Ты, наш ученик, можешь всё – надо только захотеть».
В офисе беседовал с сотрудниками. Темы все старые.
Почему недоредактировали заметку в разделе «Самое оно»?
Почему нет обновлений в разделе «Поговорим»?
Почему твиттер на английском языке не пополнился новыми сообщениями?
Два часа гулял с Евгением Алексеевичем Никитиным и Алексеем Владимировичем Косякиным около офиса. Прогулкой это можно назвать, но главной целью был разговор, как улучшить сайт, как в фейсбуке найти иностранных учеников. Вечером поговорил по телефону с Константином Иосифовичем Косачёвым, руководителем Россотрудничества. Он сказал, что переезжает в Болгарию, и попросил перенести нашу встречу на две недели.
Часа полтора занимался с Евгением Алексеевичем словарями. Мы запланировали в программе «Учимся говорить публично» сделать разделы «Ударник» и «Лексикограф». Пока не всё получается, но лиха беда начало.
Вечером диктовал дневник Елене Анатольевне Очковой, подписывал снимки для фотогалереи и пополнял раздел о Никулине.
Сегодня можно было взять в Сокольниках подарок для ветеранов. Не пошёл брать эти полкило колбасы, пол-литра водки, коробку конфет и две банки консервов.
Мне кажется, выдавать такое в праздник ветеранам – постыдно, унизительно. Не голод сейчас, почти 70 лет мирного времени. Лучше собрать деньги и кому-то купить квартиру, машину или помочь с поездкой куда-нибудь на курорт.
А тут какие-то сомнительные фирмы заключают сомнительные договоры и обеспечивают ветеранов водкой, колбасой, плавлеными сырками и никому не нужными консервами.
Падает у меня настроение, падает. Всё раздражает.
Одно радовало сегодня: смотрел портреты учеников. Спасибо тем, кто меня понимает.
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян.
Каждый год с ветеранами одно и то же, и каждый год на них кто-то наживается.
«Словари всё равно что часы. Даже самые плохие лучше, чем никакие, и даже от самых лучших нельзя ожидать абсолютной точности».
Самюэл Джонсон (1709-1784), английский писатель и лексикограф