Как известно, представления об образовании в последнее время сильно упростились, чему свидетельство – составление списков на знания. Новое поветрие. Опубликован список книг, которые рекомендовано прочесть каждому: http://минобрнауки.рф/документы/2977, и сами собой напрашиваются списки ста формул, например, по математике или ста естественно-научных законов. Ну, чтоб «все под контролем». 17 января прошла пресс-конференция министра образования и науки Дмитрия Ливанова и министра культуры Владимира Мединского, посвященная планам введения в школах факультативного кинокурса «100 лучших фильмов», ловите: http://www.mkrf.ru/press-tsentr/novosti/spisok.php
«Аватары» нашего детства
Такую метафору подобрал министр культуры Мединский к представленному списку. Действо состояло в публичной передаче списка одних специалистов другим. Министерство культуры сделало свою работу, откликнувшись на призыв Никиты Михалкова изучать кино в школе. Список составлен с привлечением ведущих специалистов киноискусства, а также с учетом мнения граждан нашей страны: на сайт Министерства культуры поступило более 40 000 предложений. Владимир Мединский сразу оговорился: сюда вошли только отечественные шедевры, а «иностранное кино» еще ждет своего часа. Дело тормозит в том числе покупка авторских прав.
Но ждет своего часа и внедрение курса в школы. В каком залоге пойдет процесс? Во-первых, министр Ливанов назвал идею кинокурса интересной и важной. Интересной – потому что кино как эмоциональный вид искусства может сообщать о важном более непосредственно. А важно сегодня как раз налаживание культурных межпоколенческих связей и межнациональных отношений. Разрывы на этих линиях очень глубокие и ни к чему хорошему не ведут.
Вторая установка – надо хорошенько подумать о наполнении интереса, а значит, решить ряд вопросов.
Кто, где, когда?
Первый вопрос, конечно, кто будет вести. По мнению Ливанова, не обязательно учителя-гуманитарии, но обязательно – люди, неравнодушные к кино. Министерство обещает подготовку и переподготовку учителей. Хотя министр обозначил и самое очевидное применение курса: киноиллюстрации для тем по истории и литературе. Однако это и без данного проекта делается. Обсуждать же с детьми кино как кино – дело ответственное и непростое даже для специалиста в этой области. Дети могут не видеть «очевидного», не понимать «элементарного», не знать «всем известного» – вообще видеть не так, как задумывали авторы, и не то, что видели современники. И так мы рискуем попасть в те же ловушки бездиалоговости, которыми уставлено преподавание всего и вся в нашей школе: ты не понимаешь – слушай меня, повторяй за мной.
Не случайно журналисты спрашивали, насколько курс будет добровольным и свободным: ведь сейчас же напишут «примерную программу» в хронологической последовательности, ведь «курс» же! Министр уверял, что никаких зачетов и никакой принудительности не будет. Но тогда каким же потенциалом должен обладать ведущий, чтобы дети шли «просто так»? Ответ Дмитрия Ливанова точен: «Надо сделать курс интересным для учителя!» Но насколько это реально?
По поводу «где?» школам обещают дополнительное техническое оснащение. Кинозалы. Другое дело – «когда?». Фильм идет полтора часа, он должен быть грамотно предварен, потом обсужден. Это какие-то вечера или выходные? Как часто возможно?
«Не обязательно все, не обязательно подробно»
Министры подчеркивали: главное – чувство сопричастности, преодоление разрывов. Ни о чем практическом они пока не думали: мы на старте. Пока даже работа в фокус-группах не начиналась. Хотя кинокурс – дело ближайшего будущего, нового учебного года.
Но министр Ливанов обещал: учет возрастных ограничений будет (представить только: «Покаяние» Абуладзе – жесткий фильм), то есть это будет не факультатив для 6–7 классов, как предлагал Михалков, а для школьников всех возрастов. «По каждому фильму педагогами и психологами будут выработаны рекомендации, министерство окажет помощь», – говорил Дмитрий Ливанов.
Будем надеяться, что министерская помощь не станет еще одной головной болью для школы, что со школы спросят именно в залоге интереса, а не обязаловки, что детям будет действительно интересно говорить про кино, которое они посмотрели, а не отвечать по краткому содержанию из «Кинопоиска».
В заключение министры обменялись ностальгическими киновпечатлениями своего школьного детства. В продвинутой школе Дмитрия Ливанова был киноклуб, где смотрели и обсуждали картины итальянских неореалистов, а еще его поразил Тарковский. Ну а Владимир Мединский ходил с классом на фильм «Чучело» («за свои деньги» – подчеркнул), и потом состоялось незабываемое обсуждение.
Людмила Кожурина