Когда ребенок ощущает
какую-то жизненно важную потребность — в еде, внимании, уходе, любви — и не в силах удовлетворить ее самостоятельно, он зовет на помощь. Младенец плачем привлекает внимание матери, ожидая, что она придет и даст то, в чем он нуждается. Если мать не приходит или делает не то, ребенок будет чувствовать, как потребность становится все острее и острее,и будет плакать и кричать сильнее: потребность сама никуда не исчезнет. Если проигнорировать его нужду в еде и уходе, ребенок просто не выживет. А вот результаты неудовлетворения потребности в любви не так очевидны, потому что «убивают» не сразу.
Потребность в любви — самая сильная потребность человека. И если к ребенку так никто и не придет, он, конечно, перестанет кричать и плакать, но не оттого, что потребность чудным образом исчезла, а от истощения. Ребенок в бессилии и отчаянии, он очень страдает, и к нему приходит понимание, что эта его нужда не может быть удовлетворена никем никогда и никак. Он начинает искать источник страдания — и находит. Это его собственные желания, и чем больше он хочет, тем больше он будет страдать. Так начинается путь избавления от желаний.
Он учится забывать о своих чувствах и нуждах. Чтобы отвлечься от боли и неудовлетворенности, ребенок начинает старательно учиться — хоть
По сути, гнев, адресованный родителям, ребенок направляет на себя. Мама не может быть плохой, ведь если с этим согласиться, придется ее отвергнуть, а как без нее выжить? Наверное, решает ребенок, все плохо, потому что я плох и не заслуживаю любви. И он очень рано научается оправдывать других, «понимать», подстраиваться. Он вырабатывает установку «я не имею права требовать, я не должен хотеть для себя ничего».
И тогда во взрослом возрасте мы имеем человека, который не знает, чего хочет, и ждет, когда другие скажут, что ему надо. Он не умеет тратить на себя деньги и другие ресурсы. Уверен, что не достоин лучших условий, лучшей одежды, лучшей работы. Но в нем много альтруизма, желания заботиться о других: человек неосознанно делает другим то, в чем нуждается сам.
Наконец, в нем живет сильнейший страх быть отвергнутым, страх повторения раннего детского неприятия. Он говорит себе: «Я ни на кого не злюсь, я добрый. Если
А на вид это милый, отзывчивый, общительный человек. Редко обижается, всем доволен. Он ничего не требует и даже не просит. Но вы замечаете: ваши искренние добрые слова о нем обесцениваются, пропускаются мимо ушей. Комплименты игнорируются или хитро отклоняются. И вы чувствуете: да, хороший человек, только ему
Ему с каждым годом становится хуже. На работе он нагружает себя все больше, а лучше от этого ему не становится. В кругу родных и близких не удовлетворен, потому что не знает, чего он хочет от людей. Его собственное Я все более опустошается и обедняется. Появляется невыносимая ненависть к себе. Человек становится похож на дом, из которого судебные приставы вынесли мебель.
И со стороны невозможно понять, чего же ему не хватает, ведь речь уже не идет о лишенности обладания
…Простые истины: ребенок имеет право на потребности. Право нуждаться. Право просить об удовлетворении и добиваться того, в чем нуждается. Право жаждать любви и любить других. Право на достойную организацию жизни. Право выражать недовольство. Право на сожаление и сочувствие. Все это — по праву рождения.
Безусловно, этот перечень ни в коей мере не отменяет права родителей на разумный отказ. Разумный — это такой отказ, который не лишает ребенка права хотеть. Отказ спокойный и уверенный. Без упреков и обвинений. Без насмешек и пристыжения. Без эмоционального прессинга, на который взрослые так горазды.
Пекарская Виктория