Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

«Как нам обустроить Россию»:

Роман Гончарова «Обломов». XXI век. Опыт прочтения.

Пока останется хоть один русский,
до тех пор будут помнить «Обломова».

И. С. Тургенев.

Мария Московская

Русский писатель не может не быть патриотом. Однако, патриотизм писателя, человека думающего, склонного к анализу обычно направлен на решение извечного «больного» вопроса: «как нам обустроить Россию?»

На эту тему на протяжении писательской и человеческой жизни размышлял Иван Александрович Гончаров, чье 195-летие мы празднуем в этом году. Прекрасный повод обратиться к творческому наследию великого соотечественника.

Еще в своей ранней книге «Фрегат «Паллада», бывшей по сути дневником кругосветного путешествия, Гончаров не устает признаваться в любви к России.

«Любопытно, что, даже наблюдая заморскую жизнь, Гончаров мерит ее на русский аршин. Увидел негритянку — сравнивает ее с русской бабой: «Одета как наши бабы: на голове платочек, около поясницы что-то вроде юбки, как у сарафана, и сверху рубашка, иногда платок на голове, иногда нет». Увидел воробья — опять сравнивает: да, он«…гораздо наряднее нашего, франт, а сейчас видно, что воробей — как ни франти. Тот же лет, те же манеры и так же копается, как наш, во всякой дряни, разбросанной на дороге…», — пишет Т. Громова в биографическом очерке «И. А. Гончаров»).

Однако, понятие «патриотизм» не превращалось у Гончарова в «квасной патриотизм». Он, подобно В. Г. Белинскому, мог утверждать, что «истинная любовь к Отечеству не щадит его недостатков». Искренно и беззаветно любя свою Родину, Гончаров не мог не замечать некоторых особенностей национального характера, преодолев которые Россия сможет жить хорошо и привольно, и никакие «дураки и дороги» не помешают ее благоденствию. В чем же Гончаров видел проблемы и их решение?

Побывав в самых экзотических уголках Земного шара и вернувшись домой, Гончаров создает «Обломова» — самый «русский» роман из всех написанных в «золотом веке». Никто до Гончарова не смог столь блистательно и скрупулезно исследовать русский национальный характер и выявить его основные черты. Писатель пристально исследует бессмертный тип Русского Барина с его ленью и неповоротливостью, с его кристалльно чистым сердцем и благородной, но беззащитной перед житейскими бурями душой, с его недюжинным умом и тяготением к беспечному, созерцательному существованию. «Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности». И далее: «Лежанье у Ильи Ильича не было не необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием».

Почему же у Обломова, человека недюжинного ума и всестороннего образования, нормальным состоянием было «лежание», а не какое другое действие? Вернее, полное бездействие, временами плавно перетекающее в ленивый сон. Любой внешний раздражитель, будь то неоплаченные счета из мясной лавки, необходимость скорейшего переезда на другую квартиру или расстройство дел в собственном имении моментально выводит его из привычного состояния, но лишь для того, чтобы быть в очередной раз выброшенным из мягко-бездеятельной жизни.

Конечно, Обломов не родился настолько мягким и апатичным. В юности он учился, читал, потом служил. Однако, понятие о труде было у него, мягко говоря, неверным. «Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки — это у него были синонимы; другая — из покоя и мирного веселья». Нашему герою лень было учиться — «дальше той строки, под которой учитель, задавая урок, проводил ногтем черту, он не заглядывал, расспросов никому не делал и пояснений не требовал». Не желая перетрудиться в учебе, он боялся перетрудиться и на службе: «…он полагал…что посещение присутственного места отнюдь не есть обязательная привычка, которой надо придерживаться ежедневно, и что слякоть, жара и просто нерасположение всегда могут служить достаточным и законным предлогами к нехождению в должность».

Представление о жизни как о сплошном празднике и неге, о беспечном созерцании и вольном творчестве укоренилось у Обломова скорее всего потому, что будучи помещиком, он имел для жизни все необходимое. Довольствовался же исключительно тем, что имел. При встече со своим старым приятелем Судьбинским, радуясь его служебным успехам и материальным поощрениям, Илья Ильич не удерживается от искренней похавлы: «- Молодец!» Но тут же спохватывается: «- Вот только работать с восьми часов до двенадцати, с двенадцати до пяти. Да дома еще — ой, ой!». Такой непомерно длинный рабочий день для Обломова — неоправданный подвиг.

Обломов ушел со службы по причине чрезвычайной чувствительности натуры, не в силах перенести, что по его неосмотрительности некий документ был отправлен вместо Астрахани в Архангельск. «Глядя на других, Илья Ильич и сам перепугался, хотя и он, и прочие знали, что начальник ограничится замечанием; но собственная совесть была гораздо строже выговора». Обломов ушел со службы, и с удовольствием водрузился на свой любимый диван — единственное место в мире, где ему было комфортно. Что же мы видим по прошествии нескольких лет его «нетрудоспособности»? «Если б не … тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет, так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия… Из чернильницы, если обмокнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жжужаньем испуганная муха».

Барственно скучающему мечтателю Илье Ильичу в романе противопоставлен абсолютно положительный персонаж Андрей Иванович Штольц — натура сильная, деятельная и созидающая. «…Из отцовских сорока сделал тысяч триста капиталу, и в службе за надворного перевалился, и ученый… теперь вон еще путешествует!» — так отзывается о Штольце приятель Обломова.

Своему жизненному успеху Штольц был обязан данному ему отцом образованию и своей личной воле и энергии. Пока Обломов лежит на диване и не знает, как ему пережить «два несчастья», то есть переезд на другую квартиру и постепенное загнивание родового имения, Штольц работает, учится, читает, строит и путешествует. Будучи друзьями еще с детских лет, главные герои пронесли сквозь годы трогательную и бескорыстную привязанность друг к другу. Штольц постоянно опекает беспомощного в жизненных вопросах Илью Ильича, пытается его растормошить, подарить ему радость жизни и вкус к ней. «- Хоть бы Штольц скорей приехал! — мечтает Обломов.» — Пишет, что скоро будет, а сам черт знает где шатается! Он бы уладил.«Штольц приезжает, все «улаживает», все устраивает и спасает и самого Обломова и его Обломовку от окончательного разорения. Что же мешает Илье Ильичу самому решать свои проблемы? Разума Бог дал ему достаточно, образования и способностей аналитически мыслить тоже. В чем причина неумения жить и выживать самостоятельно, без помощи няньки-Штольца?

Причина одна — «обломовщина». Нежелание постоянно и много работать, отсутствие привычки к постоянному усилию воли, самоконтролю, самодисциплине. Это не только и не столько банальная лень, сколько привычка жить не спеша и исключительно в свое удовольствие.

Обломов также представлен в романе как положительный персонаж, чистый и честный человек, способный пробудиться от своей апатии и вступиться за честь женщины, за доброе имя своего лучшего друга Андрея Штольца и за свои (они же общечеловеческие) идеалы. Вспомним его пламенную речь в диалоге с модным литератором Пенкиным, запросто осуждающим «падших» людей:

«- …Изобрази вора, падшую женщину, надутого глупца. Да и человека тут же не забудь. Где же человечность-то? Вы одной головой хотите писать! — почти шипел Обломов. — Вы думаете, что для мысли не надо сердца? Нет, она оплодотворяется любовью. Протяните руку падшему человеку, чтоб поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя и обращайтесь с ним, как с собой, — тогда я стану вас читать и склоню перед вами голову…».

Вот как Штольц отзывается о своем лучшем друге: «За то, что в нем дороже всякого ума: честное, верное сердце! Это его природное золото; он невредимо пронес его сквозь жизнь… Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечет на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдет навыворот — никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно… Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!»

Ласка и хлебосольность обломовского семейства запали в душу спартански воспитанного Штольца. На протяжении всей своей жизни Андрей Иванович помнил, чем он был обязан семейству Обломовых, без меры и счета расточающего ласку, любовь и сердечное тепло на чужого им, в сущности, мальчика.

Характер Штольца сформировался под влиянием двух ветвей воспитания — западного рационализма и российской душевности. «Пейзаж русской души» с его бесценными свойствами — бескорыстием, щедростью, склонностью к возвышенному созерцанию и поэтической мягкости в сочетании со свойственной западному образу жизни рациональности, рассчетливости и привычке к каждодневному труду — вот сила, могущая «обустроить Россию». Когда свойственная нашему народу духовность благополучно сочетается с западной деятельностью и прагматизмом, мы можем «догнать и перегнать» Европу и Америку и по уровню жизни, и по уровню общей культуры и культуры быта, и уж конечно по уровню развития «искусства вольного» (вспомним Петра Первогои его реформы во всех областях жизни и в сфере культуры).

А пока… Вместе читаем Гончарова и сообща думаем, «как нам обустроить Россию».

Ваша Мария Московская
главный библиотекарь отдела
социально-психологических проблем детского чтения
Российской государственной детской библиотеки.

Статья написана в 2007 году для библиотечного сборника по патриотическому воспитанию, до сих пор не изданному. Пока не опубликована.

1391


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95