Думский Комитет по информполитике рекомендовал принять в первом чтении законопроекты о внесудебной блокировке в Интернете информации, выражающей явное неуважение к обществу и государству — и заведомо недостоверной информации, которая может повлечь «тяжкие последствия». Губернаторов и депутатов ругать будет по-прежнему разрешено, а вот президента — нет.
На прошлой неделе оба законопроекта обсуждались на этом же комитете и подверглись тогда серьезной критике, в том числе представителями Минкомсвязи, Генпрокуратуры и Совета при президенте по правам человека. Но официальных отзывов правительства к тому времени еще не было. Теперь они появились. Оба законопроекта кабинет министров поддержал концептуально — «с учетом высказанных замечаний».
«Целесообразно уточнить» формулировку «информация, выражающая в неприличной форме явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ и органам, осуществляющим госвласть в РФ» (такую информацию авторы предлагают блокировать во внесудебном порядке по решению Генпрокурора или его заместителей), иначе «она может привести к неоднозначному толкованию, и, соответственно, повлечь проблемы в правоприменительной практике».
К тому же ряд положений законопроекта дублируют уже действующие нормы, отметили правительственные юристы.
Что касается распространения в Интернете и СМИ заведомо недостоверной информации, которая создает угрозу жизни и (или) здоровью граждан, массового нарушения общественного порядка или общественной безопасности, а также иных тяжких последствий — эта формулировка второго законопроекта, считают в кабинете министров, создает впечатление, что распространять фейковые новости, не повлекшие тяжкие последствия, можно…
21 января свои заключения обсудил и одобрил профильный думский комитет. Авторов представлял Дмитрий Вяткин («ЕР»).
Он напомнил, что «явное неуважение» в неприличной форме к обществу, государству и далее по списку предполагает не только блокировку, но и административное наказание: штраф или арест на срок до 15 суток по статье КоАП «Мелкое хулиганство». Об этом написано в другом законопроекте, который тоже находится на рассмотрении Госдумы.
Депутат признал: есть «особенности совершения правонарушений в Интернете, потому что там невозможно повредить или уничтожить чужое имущество, взять за грудки», как бывает при хулиганстве в реальной жизни. А в Интернете хулиганами будут считать тех, кто оскорбляет символы, органы власти, общество или государство в целом.
Конкретных примеров, которые помогли бы понять, что будет можно, а что нельзя, он не привел. Но уточнил: «критика не запрещается», депутатов и сенаторов, министров и губернаторов по отдельности ругать не запрещается. Осторожнее придется быть только со словами в адрес «органов, осуществляющих государственную власть в РФ». Они перечислены в Конституции: Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ.
«Будут ли являться оскорблением слова «Позор власти!»?» — спросил Вадим Деньгин (ЛДПР). «Как правило, нет», — ответил г-н Вяткин. (Позднее он уклонился от конкретного ответа на вопрос «МК» «будет ли наказуем оскорбительный выпад в адрес президента, единственного персонифицированного органа госвласти в России»).
Что касается заведомо недостоверной информации — автор уточнил, что «речь идет только о той, что влечет за собой тяжкие последствия». При этом депутаты из КПРФ и ЛДПР высказали опасения, что антифейковые нововведения могут «стать орудием давления на СМИ и определенные политические и не только структуры». А Евгений Ревенко («ЕР»), поддержав авторов концептуально, обратил внимание на то, что в действующем законе «О СМИ» давно уже прописана обязанность журналистов проверять информацию.
Заключения профильного комитета на оба законопроекта повторяют логику правительственных отзывов: рекомендуем принять в первом чтении, но с учетом замечаний.
Эксперты комитета (и эксперты думского Правового управления тоже) считают, что понятие «явное неуважение» к обществу или государству «носит оценочный характер, что не соответствует требованиям правовой определенности и может привести к злоупотреблениям при правоприменении». В профильном комитете обращают внимание на то, что в законе «О СМИ» уже есть запрет на распространение недостоверной общественно значимой информации под видом достоверной, а злоупотребление свободой массовой информации карается — вплоть до отзыва лицензии. И каковы будут критерии отнесения информации к той, что может повлечь наступление «тяжких последствий» — неизвестно, в тексте об этом ни слова…
Дата рассмотрения законопроектов на пленарном заседании Советом Думы еще не определена.
Марина Озерова