Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Почем картошка на Малой Коммунистической?

Сергей Женовач поставил Андрея Платонова

«Река Потудань» открыла Малую сцену Студии театрального искусства. Вызывающе камерную: комнатка под крышей, беленый кирпич да 36 зрительских табуреток. И жанр спектакля, согласно программке — сокровенный разговор.

Сюжет прост: любовь в голодный год, «советский брак» плотника Никиты и одичалой от потрясений Любы. Живая вода нежности лечит ее оцепенелую душу. Но сокровенный разговор Женовача с Платоновым на чердачке идет о самой жертвенно-роковой любви русского человека. О любви к Родине электричества. Со скупой мастеровой точностью здесь словно вымеряют отвесом прошлое. Ищут новую точку равновесия ржавого и грозного агрегата. Ведут осторожную перецентровку Рэсэфэсерии 1920-х, отвоеванной у буржуя — да штыком в мякоть! — страны Беловодье «бедного, малограмотного, демобилизованного человека». Полтора часа действия, три актера. В лицо 36 табуреточникам запаленно дышит 1921 год. Грань Гражданской и НЭПа. Голод и тиф правят русским миром.В реквизите «Реки Потудань» — пиленый тес да картошка.

На столах в фойе театра — ведерные чайники, черные горбушки с лепестками сала, картоха в мундире. Гармонист тоже в мундире, точнее, в гимнастерке и галифе. Оседлав табуретку, он перебирает песни XX века: все народные, других ведь и не было.

И Часовой (ну не капельдинер же?!) — натурально, в мундире. В потертом кожане и папахе. Цыкает на несознательных, требует мандата на просмотр, отбирает мобильники.

…За окном театра — улица Станиславского, в девичестве Малая Коммунистическая. За углом — бывшая Большая Коммунистическая, ныне улица Солженицына. Разум граждан скользит на историческом гололеде. Новые трюизмы реквизируют жилплощадь у старых: вот Платонов — он был жертва эпохи, плевал в Котлован и работал дворником.

Но кому-то все ж новые свободы принесли новую глубину понимания страны?!

То в прозе, то в малотиражной монографии, то на сцене — искрят новые смыслы русского ХХ века. (За что, право, и боролись). И «Река Потудань» — из этого ряда.

Камерное действо ищет точную оптику истории. Наводит 1921 год на резкость, сдвигая его по микрону — вправо-влево. То к ностальгической ухмылке (кому тут Бумбараш не родной — из народного наличия?). То к страшной хитреце и трезвости жеста прозрачной от голода уездной курсистки Любы. А в 1914 году — нежная барышня была…

Любу играет Мария Шашлова. В молодой труппе Сергея Женовача она давно заметна и замечена. Роль благородной княгини Протазановой в спектакле «Захудалый род» по Лескову принесла ей «Золотую маску»-2007 (спецприз жюри). Ее нелепая Клеменси Ньюкомб была самым живым персонажем в «Битве жизни» по Диккенсу.

В «Реке Потудань» роль Шашловой много сложнее. Рваный, быстрый и хитрый жест раненого зверька в непосильном гоне выживания, обморочный полусон голодающего, душа в глубокой амнезии потери всего и всех, скупая и страшная платоновская реплика: «Женя умерла! Что я теперь буду делать?» (подруга, сгоревшая в тифу, Любу подкармливала). И кокетство образца 1921-го: влюбленного плотника-красноармейца Никиту «разводят» на белую булку… на тесовый гроб для Жени…

Изъясняясь библейским языком, из ложесен Любы и выйдет советский человек.

Дева 1921-го цепко держит картоху в мундире — серый краеугольный камень жизни.

О библейской мощи скудных вещей, о племени, что вышло из глинистых пустынь Поволжья (вся лебеда-то пообъедена) и бредет в Землю обетованную социализма, писал Платонов. Писал и о сокровенных людях, о нежных душах этого племени. Два других героя «Реки Потудань» — Никита (Александр Шебаршин) и его Отец (Сергей Качанов) — именно таковы. И Люба — нет, нет, не чудовище… бедная светлоглазая девочка, истоптанная копытами времени. Здесь не портрет ведь написан, а состояние души.

Вот только: через это состояние души много лет брела чуть не вся Россия…

Маленький спектакль — три актера, 36 табуреточников да Часовой в папахе у дверей — чист, точен и хорошо отшлифован до премьеры.

Оттого, вероятно, в нем и отразились такие большие вещи.

Елена Дьякова

700


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95