Мы учимся всю жизнь, жадно хватая опыт каждого мига существования, складывая результаты учебы на ровные полочки своей драгоценной памяти. Полочки высокие и низкие, далекие и близкие. Разум сам выбирает, что делать с принятым, и каждый раз верно отдает нам
Полочки растут, настраиваются одна под другой, формируя целую сокровищницу мыслей, событий, фактов, умозаключений. Своих, чужих, недосказанных и недописанных. Главное — они выстроенный фундамент нашей мудрости.
Кто они, наши учителя по жизни?
Родители. Первые, единственные, верные и искренние. Настоящие. Их инструментом ученья станет многолетний опыт, десятки шаблонов решения проблем, а при их отсутствии — энциклопедия советов, построенная на бетонной мудрости, которую они закладывают в сознание собственных детей. Не всегда понятые, но всегда честные и доброжелательные учителя, они навсегда создают основу естества, именуемого личностью.
Педагоги. Инструментом их наученья является процесс образования, который они гордо осуществляют, формируя знания, умения, навыки и качества личности, необходимые для профессиональной деятельности. Не всегда удачные и любители своего дела, не всегда толерантные и гуманные, но однозначно знающие больше ученика, педагоги с самого детского сада выстраивают личность и разум, направляя процессы воспитания, образования и развития каждого, кто сидит за партой четверть своей жизни.
Книги. Источники мудрости всех поколений, исторический опыт, наследие разумов и мировоззрений. Написанные разными характерами, талантами, личностями, эпохами, они тихо хранят в себе реальности и идеалы, опыт времен и народов, толкая к размышлениям и выводам, анализу и умозаключениям, созданию собственной всеобщей теории всего, вечно пребывая в величественном безмолвии, дыша стариной или же новенькой полиграфией, учат каждым своим слогом, каждым томом, начиная от Букваря и заканчивая Энциклопедией.
Окружение. Учит нас средой, в которой мы совершаем свои многочисленные действия в пространстве жизни, совершая ошибки свои, видя и оценивая чужие, иногда ужасаясь, иногда смеясь над ними, оцениваем ситуации и участвуем в них. Словом — существуем. Участвуем в бесконечном круговороте энергии, питаемся ею и выделяем её. Окружение постоянно обуславливает направления наших действий, их вид и количество.
Друзья занимают особую позицию в обширном понятии окружение. Доверительные лица, плечи для плача, шкатулки для откровений — они сочувствуют, советуют. Вместе с родителями они — понимают. Только, в отличие от родителей, они действуют наравне, в той же прострации, на той же отметке шкалы личностной значимости, что и мы. Это проще. Это принимается. Не всегда правильно, но уверенно и с гордостью.
Именно из окружения всегда выделяется некто — такой странный и единственный, непонятный, а потому и интересный — учитель, перевернувший мысли, поставивший с ног на голову годами построенные убеждения и принципы. В моей жизни было два таких человека. Один научил профессии. Другой — любить природу и животных, переломить в себе всё и подняться выше.
Источников мудрости бессчетное количество, стремящихся к ней — число конечное. Итог — наши возможности безграничны.
Важно, насколько человек умеет сам создать для себя систему познания, возбудить желание, поставить цели, найти пути, оценить результаты, выделить для себя необходимое и самое важное. Всему начало — желание, ведущее позднее к образованности, широте мысли и успешности. Желание учиться известному, новому и неведомому. Учиться ценить своих учителей, мудро формируя себя как маленькую ячейку истории. Ибо каждая наша мысль гениальна…
Елена Горбачева
По материалам сайта «Школа Жизни»