Беда для многих столичных предпринимателей пришла с неожиданной стороны: с начала года общественная некоммерческая организация «Российское авторское общество (РАО)» резко активизировала борьбу за соблюдение авторских прав в московских кафе, парикмахерских, салонах красоты. Теперь за публичное исполнение любой (!) песни, в том числе по радио, телевизору, на аудио- и видеодиске, можно заплатить приличную сумму.
Как сообщила «МБ» Анна Сиротина, руководитель экспертно-аналитического отдела Московского агентства по развитию предпринимательства (МАРП), с начала года в «Неотложную правовую помощь малому и среднему бизнесу Москвы» за помощью обратилось около 30 организаций. Учитывая, что далеко не все предприниматели решаются оспорить бурную активность общественных контролеров, это много.
В некоторых случаях сотрудники РАО лично посещали кафе, парикмахерские, магазины, салоны красоты. В других случаях предприятия получали от РАО сообщение о необходимости заключения с ней лицензионного договора по почте. Во всех случаях обращений предпринимателей интересовал вопрос о правомерности таких требований РАО. Юрисконсультами МАРП была оказана правовая помощь компаниям, разъяснены положения действующего законодательства РФ, проверена правомерность требований и расчета платежей по договору.
В соответствии с ч. IV Гражданского кодекса РФ любое произведение можно использовать только по договору с автором. Следовательно, в любом месте, открытом для свободного помещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, публичное исполнение, в том числе на радио и телевидении, воспроизведение произведений путем механической, магнитной записи, репродуцирование, тиражирование произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства в промышленности, а также в других случаях без согласия автора считается незаконным.
Большинство опрошенных «МБ» предпринимателей в принципе готовы платить за публичное воспроизведение, если в договоре все будет четко регламентировано, расчет платежей не будет завышенным. Но по какой схеме начисляются проценты отчислений и штрафы, кто из авторов произведений заключил договоры с РАО, им непонятно. Их настораживает отсутствие контроля за ценообразованием РАО.
Представители РАО на поставленные в лоб вопросы отвечают уклончиво. Общественники предлагают предпринимателям заключить договор, предупреждая их о санкциях, которые могут наступить: согласно статье 1301 ГК РФ правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от 10 тыс. рублей до 5 млн рублей, определяемом по усмотрению суда, либо в двукратном размере сотоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения. При этом правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, либо за допущенное правонарушение в целом.
«Фактически РАО является монополистом рынка. При этом общество в соответствии с действующим законодательством и положением своего устава имеет возможность произвольно устанавливает проценты отчислений. Так не должно быть. К примеру, в сфере общественного питания „тариф“ исчисляется исходя из посадочных мест заведения. Но ведь заполняемость всегда бывает разной, музыку могут слушать и 1000 человек, а могут только сотрудники заведения. По закону, поскольку РАО является формально некоммерческой общественной организацией, имеющей государственную аккредитацию в этой области, оно может защищать авторские права и без соответствующего договора. Его сотрудники могут в любое время посещать предприятия, контролируя их на предмет транслируемой ими музыки в своих заведениях. Мы считаем, что стороны — РАО и предприниматели — находятся в неравных условиях. При этом ни один закон не обязует РАО раскрыть информацию о сумме, сколько они получили. Если автор композиции, видеопродукции официально разрешил бесплатно пользоваться усилиями своего труда, они не имеют права собирать сборы. Но списка этих бескорыстных авторов нигде нет. Нигде ни в какой форме невозможно узнать и о репертуаре РАО, в отношении которого ему предоставлены полномочия», — говорит Анна Сиротина.
Следует учесть, что обязанность предоставлять пользователю, с которым заключается лицензионный договор, сведения о лицах (авторах), в пользу которых произведены выплаты, а также информацию о суммах выплаченных авторских вознаграждений действующим законодательством на РАО не возложена. Неудивительно, что соответствующие просьбы бизнесменов сотрудники РАО оставляют без внимания.
В чем же секрет такой неуемной активности членов РАО? Неужели они так близко к сердцу приняли призывы мировых лидеров бороться с пиратами и нарушителями авторских прав? Или все гораздо прозаичнее? За 2008 год РАО, согласно отчету, размещенному на официальном сайте, собрало более 2 миллиардов рублей. Сбор РАО авторского вознаграждения за 2009 год составил 2,78 миллиарда рублей, что на 28,6% больше, чем в 2008 году. Размер же авторских выплат не дотягивает и до 50% от указанной суммы.
Обострившаяся с начала года активность общественных контролеров из РАО все больше вызывает раздражение и непонимание у бизнесменов. Эта ситуация вызывает проблемы в применении закона об авторских и смежных правах. Ведь с каждым месяцем желающих проконтролировать «хоть что-нибудь» становится все больше. Не секрет, что большинство различных потребительских союзов, ассоциаций, общественных организаций сегодня находятся вне правовой зоны, их контрольные функции не имеют юридического определения. Фактически они работают по системе: сам себе режиссер и сценарист. Пишут устав и на основании этого документа пытаются диктовать всем свои права. Есть случаи, когда такие проверяющие требовали от владельцев малых предприятий перечислить на их счет наложенные ими взыскания. А в случае невыплаты грозили передать дело в суд. Поэтому борьба с нарушителями авторских прав должна идти по открытым и понятным для всех правилам.
Материал: Глеб Фролов