Основные идеи
Расшифровать послания бессознательного
Если слово служит для передачи информации, то наши оговорки, молчание и недоговоренности передают то, что мы вытесняем из сознания.
Учиться слушать своего ребенка
Для гармоничного развития ему необходимо, чтобы родители слышали его действительно.
Знать, кто наш собеседник
«Какой подарок, мама, — просто бред!.. Ой, я в том смысле, что просто блеск!.." Оговорка — простейший способ невзначай выдать ту правду, которую зачастую иначе и не скажешь. Если бы, как в мире животных, наш разговор служил лишь для передачи информации, общаться было бы проще. Но порой человеческая речь не только и не столько сообщает, сколько скрывает и вводит в заблуждение; согласно парадоксальной формулировке французского лингвиста Антуана Кюльоли (Antoine Culioli), «взаимопонимание — не более чем частный случай недоразумения».
Любой разговор помимо очевидного содержания несет в себе немало иных, скрытых сообщений. К тому же характер и результат общения — особенно если говорим мы с самыми близкими людьми — во многом зависят от наших отношений с собеседником, а в них всегда присутствуют самые разные, порой полярно противоположные эмоции и чувства. Так стоит ли удивляться, что иногда нам так непросто найти друг с другом общий язык?
Разговор глухих
Для классика французского психоанализа Жака Лакана (Jaсques Lacan) самым серьезным препятствием в общении является фундаментальная амбивалентность языка. По его мнению, существует пропасть между общепринятым смыслом слов — их словарным толкованием — и тем, что они значат для нас в тот момент, когда мы их произносим. Пример: я упрекаю своего друга в том, что он не спешит оформить наши отношения, и в ответ слышу «да». Как мне его понимать: «Да, это правда» или «Да, я слышу твои слова, но с ними не согласен»? Есть большая вероятность, что дальше последует классический «разговор глухих», едва ли не самая распространенная форма человеческой коммуникации: каждый будет говорить о своем, не понимая другого…
«Когда встречаются двое, соприкасаются два уникальных жизненных опыта, — говорит психотерапевт Александр Бадхен. — Переживания слушающего и говорящего окрашивают произнесенные слова, придают им определенный смысл, подобно тому как режиссерское и актерское прочтение могут изменить смысл пьесы: слова те же, но интонации
Жанна Сергеева
www.psychologies.ru