Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Почему ложь хуже воровства?

Автор: Святослав Сирота

Сегодня, на примере одного из величайших произведений мировой литературы – «Божественной комедии» Данте Алигьери – я бы хотел вместе с вами начать разговор о лжи. Это будет очередным предисловием к самому главному вопросу, на который нельзя ответить, не подготовившись. И оттого каждый текст моего блога подобен матрешке, которая всегда содержит в себе ещё Бог знает сколько таких же. И нельзя добраться до центральной, не отбросив все остальные.

В прошлый раз мы говорили о счастье. Связь между правдой и счастьем может показаться необязательной. Ведь можно же врать и быть счастливым? Постепенно мы распутаем этот клубок противоречий. А пока поговорим о лжи.

Напомним, что Данте в своём паноптикуме грехов и добродетелей – «Божественной комедии» - погрузил обманщиков на ещё большие глубины ада, чем воров и убийц. Причём в не самом очевидном для современного читателя виде. Льстецы, гадатели, взяточники, лукавые советчики, зачинщики раздора – все они томятся на восьмом кругу ада, и на последнем уже – предатели, вмёрзшие наполовину в ледяное озеро. В основе всех перечисленных преступлений лежит обман.

Почему же Данте считал, что быть зачинщиком раздора хуже, чем убивать, а быть предателем и лукавым советчиком ничтожнее, чем грабителем и вором? Стоит заметить, что речь идёт о поступках, никак не наказуемых земным законом. Здесь человеку остаётся надеяться лишь на закон божественный. На роль его глашатая и претендует великий поэт.

 

Начнём с того, что идеальным отношением человека с миром или Богом для средневекового и вообще религиозного человека является отношение двух зеркал, которые друг в друге прозревают бесконечность. Но даже маленькая соринка делает связь эту невозможной, ибо вскрывает поверхность зеркала вместо его глубины.

 

 

При всей парадоксальности для современного ума, убийство эту связь не нарушает, потому что праведник не боится смерти. Он готов к ней в любую минуту, ведь только там он, сбросив облачение тела, сможет навсегда воссоединиться с Абсолютом. Недаром Христос призывал не бояться умереть ещё при жизни и оставить «мёртвым хоронить своих мертвецов».

Воровства праведник не боится тем более, ведь у него нет собственности. В мире земном ему ничто не принадлежит. В Евангелии и об этом сказано: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». И дальше следуют потрясающие слова. Когда ученики, спрашивают удивленно, кто же может спастись, Христос отвечает: «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно».

В христианском и, еще в большей степени, в мистическом мировоззрении совершенен может быть лишь человек, очистивший себя до той степени, что Высшее через него может действовать беспрепятственно. Так вот ложь и есть то, что искривляет это зеркало, а вместе с ним и связь между человеком и миром (как целым), основанную на абсолютной отдаче и доверии. Без доверия невозможна не только вера, но и нравственность.

В «Дао Де Цзин» есть удивительные строки: «Когда не доверяешь людям, люди становятся ненадежными». Именно так, а не наоборот. Весь мир становится ненадёжен, когда уходит доверие. А вместе с ненадежностью приходят и все остальные грехи, всё больше отдаляя душу человека от добродетели, а значит и от её источника.

Данте ведь не просто так строит свою модель загробного мира кругами, ибо в христианском мировоззрении самым тяжким страданием для души является её удаленность от Бога. Достаточно сказать, что единственное наказание некрёщенных младенцев и добродетельных нехристиан - обитателей первого круга ада, лимба – это скорбь по вечной невозможности попасть в Царствие Небесное.

Для человека современного всё это может казаться абсурдным. Он спросит: "В конце концов, как всё это может помочь нам в нашей земной жизни? Всё-таки сейчас не Средневековье, и в ад мы не верим давно."

Но вот мир остался. И мы всегда стоим пред его лицом и лица не видим, потому что зеркало нашего взгляда скрыто за слоем пыли и грязи.

Что я имею в виду под пылью? У этой метафоры есть конкретный адресат, всем нам знакомый. Но это – уже следующая матрёшка. И мы её откроем в следующий раз.

Сирота Святослав

814


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95