Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Почему мы это смотрим?

О спорте и кино

Узнавая, что я давний поклонник итальянского футбола, многие мои знакомые, критически настроенные к этому виду спорта, задают один и тот же вопрос: почему ты это смотришь?

 

Действительно, людям, не интересующимся спортом вообще или футболом в частности, бывает нелегко понять, почему каждые выходные у телеэкранов и на стадионах собираются миллионы зрителей.

Что они в этом находят?

Я привык отвечать на подобные вопросы.

И первое, что уяснил: не стоит рассказывать про тактику. В её существование не интересующиеся спортом люди не верят.

Катеначчо (итал. – дверь, которую невозможно пройти) – знаменитая итальянская тактическая схема с акцентом на оборонительный футбол.

Вместо этого я интересуюсь, смотрят ли они кино и почему?

Зачем ходить в кинотеатры, тратить деньги, чтобы с группой незнакомых людей два часа смотреть на стену?!

Интересно наблюдать за реакцией.

Удивление, недоверие, раздражение, оторопь.

Но зачастую на меня просто смотрят как на сумасшедшего.

И правда – как можно сравнивать примитивную игру в мяч с великими фильмами выдающихся режиссёров?

Оказывается, можно.

На самом деле у спорта и кинематографа намного больше общего, чем может показаться на первый взгляд.

Я уже писал о том, как кинематограф управляет нашими эмоциями и почему мы так любим смотреть кино. Похожий эффект можно наблюдать и в спорте.

Популярные команды имеют многомиллионную армию поклонников, даже несмотря на то, что болельщики не имеют никакой связи с самим клубом. Никакой, кроме эмоциональной.

У каждого футбольного зрителя есть чёткое разделение на «своих» и «чужих».

Он неистово верит в свою команду, раз за разом проходя вместе с ней через победы и поражения, радуется, злится, боится, надеется.

Другими словами – проецирует на себя весь опыт своей команды, считая себя её частью.

Разбираясь в теории драматургии, можно без труда найти невероятное сходство между фильмом и футбольным матчем.

Сюжет фильма двигают вперёд три вещи:

  • интересный герой;
  • цель, которую он преследует;
  • конфликт героя и антагониста.

Без всего этого зритель попросту заскучает и уйдёт из зала на середине сеанса.

Первое, что бросается в глаза, – наличие главного героя. В футболе их два – на выбор. Команда соперника автоматически становится антагонистом – главным злодеем.

Цель каждого героя – добиться успеха любой ценой. Без конкретной и важной цели зрителю будет неинтересно смотреть кино.

У каждой футбольной команды есть не менее чёткая цель – победить в матче.

Желание выиграть – драматургический фундамент большинства хороших историй.

Конфликт в футболе не менее ярко выражен, чем в самых кассовых остросюжетных фильмах. Есть два героя, преследующих одну и ту же цель. Есть исторические принципиальные соперники.

В этом плане матчи между "Спартаком" и ЦСКА, "Реалом" и "Барселоной", "Ювентусом" и "Интером" по остроте конфликта можно сравнить с противостоянием Бэтмена и Джокера, Нео и агента Смита, Старков и Ланнистеров.

По правилам драматургии, герой должен постоянно встречаться с препятствиями на своём пути. Приближаться к своей цели и отдаляться от неё. Интенсивно меняющийся счёт в матче характеризует это как нельзя лучше.

Ну и самое важное.

Саспенс. То, зачем мы смотрим кино. Момент максимального эмоционального напряжения, когда главный герой висит на самом краю.

Выживет ли он или погибнет? Одержит верх над врагами или канет в лету?

В футболе, даже в рядовых матчах, кульминация зачастую заставляет затаив дыхание следить за происходящим до самого финального свистка. Победные голы на последних секундах, невероятные вратарские спасения, ну и конечно, серия пенальти в решающих матчах.

Но фильм – это рассказанная история. Зритель переживает за главного героя, но знает, что в конце чаще всего его ждёт хэппи-энд.

Футбол – действительность, разворачивающаяся на наших глазах. Безумно яркий конфликт в прямом эфире, где хэппи-энд не запланирован, а значит, ставки гораздо выше, эмоциональное напряжение выше, саспенс сильнее, чем в любом фильме, а эмоции ярче.

Близость реального поражения усиливает кульминацию и эмоции от неё.

Между зрителем в кино и болельщиком на стадионе намного больше общего, чем может показаться на первый взгляд.

Смотря кино или крупные спортивные соревнования, мы сопереживаем героям этих историй и противостояний.

Мы полностью увлечены действием и чувствуем себя полноправными участниками происходящего. 

Мы испытываем позитивный, полезный стресс – те эмоции, которых нет в нашей повседневной жизни.

Даже если хэппи-энд не запланирован.

Павел Андриянов

409


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95