Узнавая, что я давний поклонник итальянского футбола, многие мои знакомые, критически настроенные к этому виду спорта, задают один и тот же вопрос: почему ты это смотришь?
Действительно, людям, не интересующимся спортом вообще или футболом в частности, бывает нелегко понять, почему каждые выходные у телеэкранов и на стадионах собираются миллионы зрителей.
Что они в этом находят?
Я привык отвечать на подобные вопросы.
И первое, что уяснил: не стоит рассказывать про тактику. В её существование не интересующиеся спортом люди не верят.
Катеначчо (итал. – дверь, которую невозможно пройти) – знаменитая итальянская тактическая схема с акцентом на оборонительный футбол.
Вместо этого я интересуюсь, смотрят ли они кино и почему?
Зачем ходить в кинотеатры, тратить деньги, чтобы с группой незнакомых людей два часа смотреть на стену?!
Интересно наблюдать за реакцией.
Удивление, недоверие, раздражение, оторопь.
Но зачастую на меня просто смотрят как на сумасшедшего.
И правда – как можно сравнивать примитивную игру в мяч с великими фильмами выдающихся режиссёров?
Оказывается, можно.
На самом деле у спорта и кинематографа намного больше общего, чем может показаться на первый взгляд.
Я уже писал о том, как кинематограф управляет нашими эмоциями и почему мы так любим смотреть кино. Похожий эффект можно наблюдать и в спорте.
Популярные команды имеют многомиллионную армию поклонников, даже несмотря на то, что болельщики не имеют никакой связи с самим клубом. Никакой, кроме эмоциональной.
У каждого футбольного зрителя есть чёткое разделение на «своих» и «чужих».
Он неистово верит в свою команду, раз за разом проходя вместе с ней через победы и поражения, радуется, злится, боится, надеется.
Другими словами – проецирует на себя весь опыт своей команды, считая себя её частью.
Разбираясь в теории драматургии, можно без труда найти невероятное сходство между фильмом и футбольным матчем.
Сюжет фильма двигают вперёд три вещи:
- интересный герой;
- цель, которую он преследует;
- конфликт героя и антагониста.
Без всего этого зритель попросту заскучает и уйдёт из зала на середине сеанса.
Первое, что бросается в глаза, – наличие главного героя. В футболе их два – на выбор. Команда соперника автоматически становится антагонистом – главным злодеем.
Цель каждого героя – добиться успеха любой ценой. Без конкретной и важной цели зрителю будет неинтересно смотреть кино.
У каждой футбольной команды есть не менее чёткая цель – победить в матче.
Желание выиграть – драматургический фундамент большинства хороших историй.
Конфликт в футболе не менее ярко выражен, чем в самых кассовых остросюжетных фильмах. Есть два героя, преследующих одну и ту же цель. Есть исторические принципиальные соперники.
В этом плане матчи между "Спартаком" и ЦСКА, "Реалом" и "Барселоной", "Ювентусом" и "Интером" по остроте конфликта можно сравнить с противостоянием Бэтмена и Джокера, Нео и агента Смита, Старков и Ланнистеров.
По правилам драматургии, герой должен постоянно встречаться с препятствиями на своём пути. Приближаться к своей цели и отдаляться от неё. Интенсивно меняющийся счёт в матче характеризует это как нельзя лучше.
Ну и самое важное.
Саспенс. То, зачем мы смотрим кино. Момент максимального эмоционального напряжения, когда главный герой висит на самом краю.
Выживет ли он или погибнет? Одержит верх над врагами или канет в лету?
В футболе, даже в рядовых матчах, кульминация зачастую заставляет затаив дыхание следить за происходящим до самого финального свистка. Победные голы на последних секундах, невероятные вратарские спасения, ну и конечно, серия пенальти в решающих матчах.
Но фильм – это рассказанная история. Зритель переживает за главного героя, но знает, что в конце чаще всего его ждёт хэппи-энд.
Футбол – действительность, разворачивающаяся на наших глазах. Безумно яркий конфликт в прямом эфире, где хэппи-энд не запланирован, а значит, ставки гораздо выше, эмоциональное напряжение выше, саспенс сильнее, чем в любом фильме, а эмоции ярче.
Близость реального поражения усиливает кульминацию и эмоции от неё.
Между зрителем в кино и болельщиком на стадионе намного больше общего, чем может показаться на первый взгляд.
Смотря кино или крупные спортивные соревнования, мы сопереживаем героям этих историй и противостояний.
Мы полностью увлечены действием и чувствуем себя полноправными участниками происходящего.
Мы испытываем позитивный, полезный стресс – те эмоции, которых нет в нашей повседневной жизни.
Даже если хэппи-энд не запланирован.
Павел Андриянов