Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Поэтика стресса

...и при чём здесь кино

Есть ли среди ваших знакомых те, кто не любит кино? Уверен, что таких не найдётся. Кинематограф прочно закрепился на первом месте в списке главных развлечений. Но что общего может быть у кино и стресса?

Учёные доказали, что сам по себе стресс не наносит вреда здоровью. Наоборот, стресс необходим для срочной мобилизации организма и быстрого реагирования на какой-либо раздражитель – на всё, что способно вывести из эмоционального равновесия. Это может быть и предстоящее публичное выступление, и разлитый стакан чая. Задача стресса – запустить необходимые системы организма в экстренном режиме, чтобы помочь нам справиться с ситуацией.

Происходит это благодаря выработке гормонов стресса (кортизол, адреналин, норадреналин), которые экстренно активизируют работу мозга, память, внимание, учащают сердцебиение, повышают двигательную активность, притупляют боль – всё для того, чтобы помочь найти решение и выбраться из критической ситуации.

Известно, что затяжной стресс пагубно влияет на организм, вызывая неврозы, депрессию, болезни. Но слабое и кратковременное воздействие гормонов стресса, наоборот, весьма полезно и несёт в себе тонизирующий эффект, придавая сил, мотивации и улучшая настроение. 

 

Тактика вовлечения

Мозгу не всегда понятно, происходят события на экране или в реальности — он обрабатывает сыгранную актерами драку как реальную, а ранение любимого героя — как собственное.

Наш мозг не способен в полной мере отличить реальный стресс от воображаемого. Стоит только представить страшную и дискомфортную ситуацию, в которой мы можем оказаться, – и мозг уже готов бить тревогу, отдавая приказ на выработку гормонов стресса.

Этим давно и успешно пользуются сценаристы и режиссёры.

Основная задача сценариста – удержать зрителя в зале на протяжении всего сеанса. Для этого он использует инструменты построения драмы, известные ещё со времен Древней Греции и впервые упомянутые Аристотелем в работе «Поэтика. Риторика».

В своей работе профессиональный сценарист руководствуется не собственным видением и интуицией, а исключительно логикой построения сюжета, цель которого – вызвать мощный эмоциональный отклик у зрителя.

Для этого нужно заставить зрителя не отрываясь следить за развитием истории и сопереживать главному герою. За первое отвечают гормоны стресса, за сопереживание – гормон эмпатии, окситоцин.

Нейросинематика – относительно новая наука, изучающая физиологическое и эмоциональное воздействие кино на зрителя.

Всё это будет работать, если авторам фильма удастся создать уникального интересного героя, которому зрители будут сопереживать, а потом заставить героя пройти сквозь невозможные для него испытания.

В этом случае между героем и зрителем возникает эмоциональная связь, и зритель проецирует на себя всё происходящее на экране. Вместе с протагонистом он проходит через все перипетии сюжета, испытывает гнев, надежду, страх, волнение и героизм. Вместе с ним он висит на волоске от гибели и одерживает победу над врагами. Эта захватывающая история – его история.

 
 
 

Героизм требует от человека ухода от своего нормального мира, от привычного поведения. Герои не обычные люди, они превосходят обычность.

Филип Джордж Зимбардо, социальный психолог

 
 
 

 

Ещё один интересный момент – необычный эмоциональный опыт. Оказавшись в реальной жизни в ситуации, подобной той, что на экране, человек всегда будет действовать логично и рационально, он никогда не бросится с головой в приключения. Но, сопереживая главному герою истории, зритель частично приобретает его эмоциональный опыт, как будто он сам совершил эти поступки.

Смотря кино, мы испытываем воображаемый стресс и реальное эмоциональное напряжение и разрядку. Приобретаем опыт, который не получили бы в реальной жизни.

Полученные в процессе просмотра фильма гормоны тонизирующе действуют на организм. Мы выходим из зала полные энергии, мотивации, хорошего настроения и с большим желанием вернуться снова, чтобы вновь прожить и прочувствовать ещё одну самую захватывающую историю в нашей жизни.

У вас ведь всё так?

Павел Андриянов

402


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95