Есть ли среди ваших знакомых те, кто не любит кино? Уверен, что таких не найдётся. Кинематограф прочно закрепился на первом месте в списке главных развлечений. Но что общего может быть у кино и стресса?
Учёные доказали, что сам по себе стресс не наносит вреда здоровью. Наоборот, стресс необходим для срочной мобилизации организма и быстрого реагирования на какой-либо раздражитель – на всё, что способно вывести из эмоционального равновесия. Это может быть и предстоящее публичное выступление, и разлитый стакан чая. Задача стресса – запустить необходимые системы организма в экстренном режиме, чтобы помочь нам справиться с ситуацией.
Происходит это благодаря выработке гормонов стресса (кортизол, адреналин, норадреналин), которые экстренно активизируют работу мозга, память, внимание, учащают сердцебиение, повышают двигательную активность, притупляют боль – всё для того, чтобы помочь найти решение и выбраться из критической ситуации.
Известно, что затяжной стресс пагубно влияет на организм, вызывая неврозы, депрессию, болезни. Но слабое и кратковременное воздействие гормонов стресса, наоборот, весьма полезно и несёт в себе тонизирующий эффект, придавая сил, мотивации и улучшая настроение.
Тактика вовлечения
Мозгу не всегда понятно, происходят события на экране или в реальности — он обрабатывает сыгранную актерами драку как реальную, а ранение любимого героя — как собственное.
Наш мозг не способен в полной мере отличить реальный стресс от воображаемого. Стоит только представить страшную и дискомфортную ситуацию, в которой мы можем оказаться, – и мозг уже готов бить тревогу, отдавая приказ на выработку гормонов стресса.
Этим давно и успешно пользуются сценаристы и режиссёры.
Основная задача сценариста – удержать зрителя в зале на протяжении всего сеанса. Для этого он использует инструменты построения драмы, известные ещё со времен Древней Греции и впервые упомянутые Аристотелем в работе «Поэтика. Риторика».
В своей работе профессиональный сценарист руководствуется не собственным видением и интуицией, а исключительно логикой построения сюжета, цель которого – вызвать мощный эмоциональный отклик у зрителя.
Для этого нужно заставить зрителя не отрываясь следить за развитием истории и сопереживать главному герою. За первое отвечают гормоны стресса, за сопереживание – гормон эмпатии, окситоцин.
Нейросинематика – относительно новая наука, изучающая физиологическое и эмоциональное воздействие кино на зрителя.
Всё это будет работать, если авторам фильма удастся создать уникального интересного героя, которому зрители будут сопереживать, а потом заставить героя пройти сквозь невозможные для него испытания.
В этом случае между героем и зрителем возникает эмоциональная связь, и зритель проецирует на себя всё происходящее на экране. Вместе с протагонистом он проходит через все перипетии сюжета, испытывает гнев, надежду, страх, волнение и героизм. Вместе с ним он висит на волоске от гибели и одерживает победу над врагами. Эта захватывающая история – его история.
Героизм требует от человека ухода от своего нормального мира, от привычного поведения. Герои не обычные люди, они превосходят обычность.
Филип Джордж Зимбардо, социальный психолог
Ещё один интересный момент – необычный эмоциональный опыт. Оказавшись в реальной жизни в ситуации, подобной той, что на экране, человек всегда будет действовать логично и рационально, он никогда не бросится с головой в приключения. Но, сопереживая главному герою истории, зритель частично приобретает его эмоциональный опыт, как будто он сам совершил эти поступки.
Смотря кино, мы испытываем воображаемый стресс и реальное эмоциональное напряжение и разрядку. Приобретаем опыт, который не получили бы в реальной жизни.
Полученные в процессе просмотра фильма гормоны тонизирующе действуют на организм. Мы выходим из зала полные энергии, мотивации, хорошего настроения и с большим желанием вернуться снова, чтобы вновь прожить и прочувствовать ещё одну самую захватывающую историю в нашей жизни.
У вас ведь всё так?
Павел Андриянов