Приближается сезон простуд и гриппа, но во всех офисах страны снова будет полно кашляющих и шмыгающих носом людей. Многие работодатели не приветствуют «уход на больничный» своих работников, но насколько продуктивны такие сотрудники, насколько правильно подвергать всю команду опасности заразиться? И даже если руководство прямо не заявляет о «недопустимости» отсутствия на работе по болезни, то почему сами заболевшие работники упрямо сидят на рабочем месте в полуавтоматическом режиме?
Болеть или не болеть
Фонд социального страхования Украины заявляет о том, что за 9 месяцев 2019 года больничных листов до 5 дней (они оплачиваются за счет работодателя, с шестого дня — платит Фонд соцстраха) увеличилось на 5,2% в сравнении с тем же периодом 2018 года. В то же время, по данным Киевского международного института социологии, уровень теневой занятости в Украине в 2018 году достиг 47%. Для всех этих работников ни о каких гарантированных «больничных» речь не идет. Тем не менее, есть достаточно штатных сотрудников, для которых мысль об отсутствии на рабочем месте кажется чем-то постыдным и недозволенным. Почему так?
В Великобритании количество больничных листков уменьшилось вдвое с 1993 года. Это совсем не значит, что люди стаи болеть меньше. Все дело в том, что культура работы поменялась: теперь брать больничные и отгулы стало предосудительно. Мы опасаемся, что руководство будет недовольно (и будет рассматривать болеющего работника как обузу) и идем с таблетками на работу. С декабря по февраль в северном полушарии вирусы гриппа становятся агрессивными и распространяются очень быстро. Вы перенеси острую фазу «на ногах», думаете, что все позади? Как бы не так, вы все еще заразны для других и должны бы оставаться дома. Для тех работодателей, которые все-таки считают чью-то болезнь грехом, стоит провести небольшую беседу о здоровье и продуктивности как отдельного сотрудника, так и всего коллектива.
Стигматизация заболевших
В наши дни динамика работы поменялась настолько, что в большинстве случаев физическое присутствие работника в офисе стало необязательным. Для многих работников достаточно компьютера и wifi, чтобы быть продуктивными и работать. Такая «свобода» от привязки к офису вызывает волну недоверия у руководства: а вдруг работник дома отлынивает и сидит в пенной ванне часами, а то и вовсе — на пляж махнул? Если работник не в офисе, то как мониторить его выработку и трудовую дисциплину? Джордж Буэ, вице-президент и глава HR-департамента в компании Stiles Corporation, говорит, что подобное отношение руководителей — пережиток старого поколения, которое не понимало концепцию удаленной работы и считало жесткий контроль деятельности работников важнейшей частью собственной работы. Недоверие и требование постоянного максимума продуктивности делают из некоторых руководителей настоящих церберов, даже когда речь о больничном. Агентство AXA PPP провело исследование, согласно которому только 42% британских руководителей считает грипп уважительной причиной для отсутствия на работе, 40% так считают в случае хирургической операции или болей в позвоночнике. То же исследование обнаружило, что сами работники скрывают настоящие причины своего отсутствия по болезни: в случае проблем с психическим здоровьем только 39% сотрудников говорят о диагнозе, если же болезнь затрагивает физическое здоровье, то настоящую причину укажут начальству только 77% сотрудников.
Новая динамика труда
Пит Робертсон, профессор Эдинбургского университета, считает, что теперь существует множество видов и типов занятости: временная, сезонная, проектная, с гибким графиком, в режиме неполного рабочего дня, атипичная, неформальная, на аутсорсе. А не как раньше — с 9.00 до 18.00 в конторе или на производстве. По данным Бюро статистики труда США текучесть кадров увеличилась в стране за последние два года. Неудивительно, что люди держатся за работу, даже если приходится переносить болезнь «на ногах». Если в 2010 году из 1000 опрошенных Институтом личностного развития только 26% говорили о том, что видели больных на работе или сами ими были, то в 2018 году об этом явлении свидетельствовали уже 86% респондентов.
Если речь о психологических проблемах да и не только о них, то проще дать человеку день или несколько на восстановление, чем позволить ему заболеть всерьез и надолго. Недоверие руководства к своим заболевшим работникам стоит дорого: если речь о гриппе, то заразятся все и продуктивность всей команды упадет до нуля. Один день больного гриппом человека на работе увеличивает риск заражения всех коллег на 40%, говорится в исследовании Питтсбургского университета за 2013 год. Совершенно очевидно, что политика «тотальной рабочей повинности» плохо сказывается и на здоровье людей, и на результатах их труда.
Курс на честность
Эксперты говорят, что о болезни лучше сообщить руководству заранее, тогда ваше отсутствие можно будет вовремя «перекрыть», подключив колег и «подтянув» срочные дела. Если вы предупредите, что заболеваете и хотите взять «больничный», то это даст время организовать работу команды и претензий у руководства будет меньше. Врать начальству и преувеличивать — так же плохо, как гневно распекать подчиненных за болезнь.
Есть два типа руководителей. Одни свято верят в то, что работник — лентяй, нуждающийся в большом наборе строгих правил. Если такой начальник узнает, что вы не заболели, а, например, катаетесь на лодке в Гидропарке, то он, конечно, будет самого худшего мнения обо всех сотрудниках, даже о тех, кто не обманывает.
Другой тип начальника
Важным моментом является личный пример начальника. Если руководитель сам периодически отсутствует по болезни или говорит, что по болезни, то какое же он имеет право настаивать на присутствии на рабочем месте истерзанного болью и страданием подчиненного? А ведь руководитель болеет, как и все. Вот и пусть остается дома и выздоравливает, не трезвоня во все телефоны, чтобы бесконечно все контролировать — таким образом он дает команде сигнал, что все мы люди, что отсутствие одного человека (пусть даже начальника) на несколько дней — это не катастрофа. Так же плохо звонить заболевшему работнику домой, если только это не форс-мажор. Джордж Буэ утверждает: «Хороший босс понимает и сопереживает. Ничто не способствует росту лояльности между начальником и подчиненным, как проявление настоящей заботы».