Ни для кого не секрет, что в образовательном пространстве педагоги и психологи редко работают рука об руку.
Две науки, призванные помогать становлению личности, существуют почти изолированно друг от друга. И вряд ли это правильно. Но какими способами можно исправить ситуацию?
Это зависит от того, какой видят свою роль в системе образования и психологи, и педагоги.
Психологи
Как видят свою роль в системе образования психологи? В основном это экспертная позиция: помогать учителям лучше понимать адекватность выбранных способов работы в конкретных ситуациях, с конкретными детьми. Но цель эта в силу ряда причин пока не достигается. По мнению Игоря Вачкова, доктора психологических наук, профессора, члена президиума Федерации психологов образования России, главного редактора газеты «Школьный психолог», можно выделить три уровня проблем, с которыми сталкиваются школьные психологи.
Макроуровень: отношение к педагогам-психологам со стороны государства.
Средний уровень: отношение к психологам в образовательном учреждении.
Микроуровень: проблемы самих психологов.
Конечно, ученые пытаются повлиять на ситуацию на макроуровне, пытаясь более четко сформулировать различие между практической психологией и психотерапией, сократить разрыв между академической и практической психологией, поставить ясные цели и задачи для деятельности психологов-практиков. Но сделать это трудно еще и потому, что система образования не готова принять предложения психологов.
Доклад вызвал массу вопросов, и сразу стало понятно, что разобщенность между педагогами и психологами очень велика. Позиция экспертов в школе не принимается. Психологи готовы анализировать происходящее в школе и давать педагогам рекомендации: что именно нужно исправить и почему. Они справедливо считают, что на вопрос «как это сделать?» должны отвечать учителя. Педагоги уверены, что понимают происходящее с детьми не хуже, ведь хороший учитель не может работать без знания психологии, и педагоги искренне не понимают, зачем им может быть нужна экспертная позиция психологов, тем более что многие школьные психологи — те же учителя (только зачастую менее опытные, чем остальные), которые прошли курсы переподготовки и не могут быть экспертами по отношению к другим.
Марина Битянова, кандидат психологических наук, директор центра «Точка пси», в своем докладе попыталась продемонстрировать, как могут и должны сотрудничать учителя-предметники и школьные психологи. Психолог, по ее мнению, внимательно наблюдая за происходящим на уроке, способен обратить внимание на проблемные точки, которые проявляются во время занятия, и сформулировать их для учителя. Зная о них, педагог способен педагогическими методами изменить ситуацию.
Педагоги
Маргарита Лукьянова, профессор кафедры педагогики и психологии Ульяновского ИПКПРО, представила свое видение особенностей, трудностей, рисков и возможностей профессии педагога. Она рассказала об исследовании, проведенном Центром социологических исследований МГУ им. М.В.Ломоносова. В исследовании приняли участие 1721 учитель, 333 директора, работающие в школах разных типов и разных форм собственности, 162 руководителя муниципальных органов управления образованием и 168 представителей школьных и попечительских советов, родительских комитетов и других органов общественно-государственного управления школой.
Полученные данные мало кого удивили: средний возраст учителей, процент женщин среди педагогов и директоров остаются приблизительно одинаковыми уже не одно десятилетие.
Вряд ли можно назвать сенсацией и то, что за последние годы социальный статус учителей в общественном сознании резко снизился и профессия учителя стала откровенно непрестижной. По данным Фонда общественного мнения, большая часть населения считает, что в школах стало меньше хороших учителей, хотя их все еще больше, чем плохих. С такой оценкой сами учителя не согласны.
Исследование выявило и то, что представление учителей о модернизации школы остается неполным и фрагментарным: педагоги не видят связи между различными мероприятиями, не могут сформулировать общие (стратегические) задачи реформы общего образования. Это вызывает у части учителей раздражение и неприятие происходящих изменений:
18,6% учителей хотят сменить свою профессию (среди директоров таковых 8,4%).
В числе наиболее ценных, профессионально значимых качеств личности педагоги называют:
справедливость (32,5%),
честность (20,8%),
порядочность (18,2%),
культуру поведения (16,9%),
ответственность (14,3%),
трудолюбие (13%),
требовательность (13%).
Интересно, что такие качества, как доброта (на нее указывают 67,5% анкетированных), любовь к детям (42,9%), профессионализм (40,3%), учителя считают наиболее важными для своей профессии, но при этом значительно меньшее количество учителей (соответственно 51,9%; 29,9% и 10,4%) называют эти качества в числе тех, что помогают им в работе с детьми.
Философы
Михаил Гусаковский, кандидат философских наук, директор Центра проблем развития образования БГУ, попытался связать воедино три науки. По его мнению, педагогика — наука о том, как передавать знания, психология — наука о личности, а философия обсуждает границы знаний и личности. «Психология и философия пытаются оправдать деятельность учителя» — этот тезис заставил улыбнуться всех присутствовавших на «круглом столе». Еще не известно, что труднее:
Витольд Ясвин, профессор РГГУ, заведующий лабораторией экспертизы и проектирования образовательных систем Института научной информации и мониторинга развития наук об образовании РАО, рассказал о психолого-социальном мониторинге качества образовательных учреждений.
Выводы, к которым пришли ученые, заставляют еще раз задуматься о конфликте, давно назревающем в российской системе образования. Оказывается, большинство современных российских инновационных школ стремятся интегрировать обучение и воспитание, отказываясь от приоритета обучения. Похожая тенденция наблюдается и в мировой практике, так как все больше ученых и практиков осознают опасность ухода в знаниевую парадигму образования. Однако в этом году российские школы «отскочили назад», в сторону обучения. По мнению ученого, это произошло
Один из вопросов, используемых при мониторинге, сфокусирован на видении школы различными участниками образовательного процесса. Оказалось, что директора школ видят возглавляемые ими учебные заведения «в розовом цвете»: как правило, они очень высоко оценивают их организацию, результаты работы педагогического коллектива. Учителя видят свои школы менее оптимистично, а дети и их родители находят в своих школах еще меньше хорошего. Вывод напрашивается сам: директор руководит (думает, что он руководит) одной школой, учителя работают в другой школе, которая похуже, а дети учатся в третьей.
Кто есть кто на самом деле?
К моменту окончания «круглого стола» выяснилось, что среди собравшихся почти нет «чистых» педагогов, психологов или философов. Не раскрывая имен конкретных участников, приведу высказывания некоторых из них.
Доктор психологических наук:
—
Кандидат психологических наук:
— Я преподаю психологию в университете, так что вправе считать себя и педагогом. Мы с моими студентами…
Философ:
— Я начинал свою трудовую деятельность в «Орленке». Эх, увлекательное было занятие!
Кандидат психологических наук:
— Как же интересно общаться с педагогами! Пожалуй, я хотела бы поработать учителем в самой обычной школе. Мне кажется, что это было бы здорово…
Послесловие к «круглому столу»
А вот среди педагогов, приглашенных на «круглый стол», никто не изъявил желания стать психологом или философом. Никто из них ни разу не сказал, что в ходе работы «круглого стола» они изменили свое отношение к школе, к ее проблемам. Не думаю, что дело в непривлекательности идей коллег — доклады вызывали активный интерес слушателей, по каждому разгоралась небольшая дискуссия. Может, просто педагоги были
Наверное, дело именно в этом. Потому что среди приглашенных специалистов в педагогике не было ни одного дидакта, интерес всех представителей науки лежит в сфере воспитания. Можно ли стать специалистом в воспитании, не зная психологии? Сомневаюсь.
Возможно, если бы среди участников этой работы были именитые авторы методик преподавания отдельных учебных предметов, а не только педагоги-воспитатели, совершившие прорыв в теории и методике воспитания, разговор получился бы совсем другим.
Может быть, многим эта мысль покажется крамольной, но она напрашивается неумолимо: и государство, и образовательное сообщество только делают вид, что школа — это учреждение, созданное в первую очередь для воспитания и лишь потом — для обучения знанию отдельных предметов и подготовке к выпускным экзаменам.
Но если бы это было действительно так, то нашлось бы в школе и поле для деятельности педагогов (именно педагогов!), и психологи в ней заняли бы важную нишу. Только мечта эта, к сожалению, несбыточная: в нашей реальности школа становится все больше похожа на механизм для натаскивания к экзаменам. И в такой школе почти нет места ни для хороших психологов, ни для прекрасных педагогов.
Леонтьева Ольга