ГИБДД часто заявляет о дефиците номерных знаков — дескать, закончились все цифровые комбинации, нужны новые. Но я ни разу не видела в буквенном сочетании номера букв «ё», «ж», «з». Почему бы не «задействовать» их?
Ирина Ермолаева, Москва.
Кириллица с государственных регистрационных знаков машин на российских дорогах стала стремительно исчезать с 1993 года, когда вступил в силу новый (на тот момент) ГОСТ на номерные знаки, разработанный в соответствии с «Венской Конвенцией о дорожном движении» 1968 года, к которой присоединилась Россия.
С того момента советские «черные номера» канули в прошлое, а на смену им пришел ныне существующий стандарт. Согласно ему, в госномерах стран-участниц конвенции могут использоваться лишь арабские цифры и символы, аналогичные буквам латиницы. Из русского алфавита под это требование подходят лишь 12 знаков: А, В, Е, К, М, Н, О, Р, С, Т, X и У. Кроме них на отечественных госномерах применяется еще одна буква – отсутствующая в русском языке. Речь идет о «D». Ее используют на номерах, предназначенных для машин дипломатического корпуса, аккредитованного в России.
Таким образом, на российских автомобильных номерах нельзя увидеть буквы «й», «ц», «г», «ш», «щ», «з», «ф», «ы», «п», «л», «д», «ж», «э», «я», «ч», «ь», «ъ», «б», «ю», поскольку у них нет аналогов, похожих по написанию на что-либо из латинского алфавита.
Заметим, что Россия – далеко не единственная страна, «пожертвовавшая» частью национального колорита ради требований глобальной автомобильной безопасности. По аналогичной схеме (на латинице) выдаются регистрационные знаки и в большинстве стран, где алфавит государственного языка не использует латиницу частично или полностью. В качестве примеров можно назвать Грецию, Китай и ряд других.
Алексей Батушенко, Обозреватель портала "АвтоВзгляд"