16 июня на Ильинке таксист въехал в толпу болельщиков. Как выяснилось позже, 28-летний водитель был сильно уставшим — он провел за рулем 20 часов и заснул. Пострадали 8 человек. 18 июля на Ташкентской улице таксист заснул за рулем и врезался в столб — и он, и два пассажира погибли. Два года назад уснувший таксист наехал на остановку на шоссе Энтузиастов — пострадали 13 человек. Это далеко не полный список ДТП с участием уставших водителей, у которых просто закрываются глаза. В столичном Дептрансе придумали выход: установить для таксистов 8-часовой рабочий день. «МК» обратился к экспертам, и оказалось, что выполнить предложение транспортников невозможно.
С идеей выступил заместитель руководителя департамента транспорта столицы Дмитрий Пронин. «Эта проблема действительно стоит достаточно остро. Диспетчерская служба, на наш взгляд, должна ограничить передачу заказов водителю, который работает за рулем более 8 часов», — сказал он. Для этого в ведомстве предлагают скоординировать действия всех диспетчерских, чтобы водитель не мог переключаться между службами.
Казалось бы, благое же намерение: число аварий с участием такси за первые шесть месяцев 2018 года на 37% больше, чем за весь 2017 год. Но давайте приглядимся к проблеме. Для начала надо четко уяснить: регулировать можно только деятельность тех таксистов, которые работают через агрегаторы или диспетчерские. На «бомбил с бордюра» повлиять не получится.
Агрегаторы, по крайней мере один крупнейший в Москве, уже ввели подобное ограничение. В пресс-службе компании «МК» рассказали, что давно «отключают от заказов водителей, если они слишком долго работают на линии». «Насколько нам известно, подобных механизмов контроля усталости у других сервисов нет», — добавили сотрудники пресс-службы.
В компании объясняют — чтобы контролировать реальное время работы таксистов, всем диспетчерским и агрегаторам надо начать обмен данными: «Наша компания выступила с этой инициативой в июне, обратившись с предложением об обмене данными к другим представителям отрасли. Другого варианта усилить контроль усталости и исключить переработки водителей мы не видим». Как стало известно «МК», предложение агрегатора восторга коллег не встретило. А это значит, что таксисты, пользующиеся приложением именно этой фирмы, после 8 часов работы делают ей ручкой «адье», открывают программу другого агрегатора и продолжают таксовать.
Спать в машине и проводить за рулем по 20 часов «бомбилам» приходится не от любви к дороге.
— В час водитель зарабатывает 350 рублей, — рассказывает руководитель Центра компетенций Международного евразийского форума такси Олег Амосов. — Аренда машины в сутки стоит около 2 тысяч рублей. В итоге водителю, только чтобы заработать на бензин, оплатить аренду, помыть машину, надо отработать 10 часов.
Правозащитник Елена Гращенкова добавляет: 30% от заказа водителям приходится отдавать агрегаторам. В итоге в месяц такой таксист будет иметь максимум 20 тысяч рублей. Получается, что водитель должен всем вокруг, едва он выехал на дорогу.
Поэтому таксисты после 8 часов в пути и не подумают уходить на боковую. Как рассказали «МК» эксперты, в Москве работает около 20 крупных агрегаторов. Допустим, что Дептранс каким-то способом принудит всех крупных игроков рынка следить за своими водителями. Но ведь всех не переловишь.
— Диспетчерский пункт можно открыть чуть ли не на кухне, принимая и выдавая водителям заказы со своего компьютера, — рассказал председатель профсоюза столичных таксистов Александр Макаров. — А что делать с теми, кто берет себе заказы на завтра, на послезавтра? Как их регулировать?
В итоге водители от более или менее приличных агрегаторов уйдут к вовсе недобросовестным конторам, которые работают с нелегальными таксистами из того же Таджикистана (они не имеют права работать в России по своим правам). Вот такие фирмы начнут цвести и пахнуть.
Избежать этого можно, но только решив проблему тарифов. Как уже было сказано, на рынке 20 крупных агрегаторов, не считая десятка других фирм. Конкуренцию никто не отменял — идет жесткий демпинг цен. Пассажирам это только в плюс, как кажется. А вот водители вынуждены все больше времени проводить за рулем.
— Нужно рассчитать некий единый тариф, как МРОТ, который учитывал бы и аренду машины, и стоимость бензина, и выплаты процентов агрегаторам, — разъясняет Елена Гращенкова. — Тогда компании не смогут бесконтрольно опускать цены, а водители смогут работать не по 20 часов, зарабатывая при этом не только на аренду и бензин. Иначе они так и будут переключаться между приложениями. С другой стороны, как водителей вообще могут принудить работать по 8 часов? Только по Трудовому кодексу. Но тогда всех придется трудоустраивать в таксопарки, а это значит, оплачивать отпуск, больничные и т.д. На это работодатели не пойдут.
Понятно, что цены в этом случае, скорее всего, вырастут, но мы и так имеем третье по дешевизне такси в мире. Тут уж встает закономерный вопрос: вам шашечки или ехать? Вроде бы благая забота о пассажирах, но без детальной, тщательной проработки вопроса инициатива может привести к обратному эффекту: поездка станет более опасной.
Автор: Любовь Кулябко