На днях я думал, почему в партикулярный набор христианина включен такой элемент, как эсхатология.
Эсхатология – это учение о конце света. Одной из базовых мыслей христианина, таким образом, является ожидание конца.
Если сравнить «партикулярный набор» с комплектом одежды, то эсхатология – это явные ежовые рукавицы. И это вы должны учесть, что я не использую, погнавшись за трендом половых бесчинств, более жёсткий образ.
Нет, нельзя сказать, что христианство вне эсхатологии – это лёгкая прогулка за руку с подругой детства, там и без того полно по-настоящему строгой дисциплины. Но ожидание конца – это ну серьёзный такой фактор, не позволяющий наслаждаться прогулкой.
На первый взгляд.
Это как у самураев. Тоже нам сейчас непонятно. Самый главный момент в жизни – это момент смерти. Самурай в нём осуществляется. Это то, что пронизывает его жизнь. Он держит это в голове и во время каждой прогулки за руку с подругой детства готов вспороть себе брюхо.
В связи с этим я думал: а зачем такие великие учения носят в себе этот крайне печальный фактор?
Ну, понимаете. С точки зрения современного человека, видящего повсюду рекламу или хэппи-энд (или ровно обратные варианты, которые любит арт-хаус)... С точки зрения такого человека, совершенно непонятно, зачем портить себе ровно текущую, спокойную жизнь с небольшими потрясениями каким-то там концом.
Особенно если он не находится в мокрых плавках Джонни Деппа, чутко пойманных в объектив папарацци.
Переводя на современный сленг, эсхатология – это токсично и не экологично.
Так зачем?
Ответ я увидел в рэп-баттлах.
Они всё менее популярны, но всё-таки смотрят их по-прежнему в достаточном количестве, чтобы считать это явлением культуры. Причём культуры популярной, коммерческой – ведь на этом до сих пор можно хорошо зарабатывать, потому что реклама алкоголя и букмекеров очень гладко вмещается в этот контекст.
Это ягоды одного поля. Безумие, азарт, саморазрушение. Рок-н-ролл, панк, «живём один раз».
Дело в том, что баттл-рэп – это удивительное культурное явление. Уровень откровенности кажется зашкаливающим, именно поэтому столько людей смотрели это, смотрят и будут смотреть. Ощущение: если вы хотите услышать «честный разговор» - вам сюда. Здесь не стесняются ничего. Эти люди рвут друг друга в клочья.
Их задача – задавить оппонента слогом и рифмами.
Думаю, что рэп-баттлы можно рассматривать как вынесенную на камеры общественную дискуссию. И поэтому просмотр даёт такое облегчение – зритель сбрасывает с себя всю агрессию засчёт этих выступлений. Потому что он тоже так себя чувствует, но ему некуда высказаться, чтобы его так же выслушали.
Причём в рэп-баттлах нередко даётся пример, как можно сделать это красиво. Красиво оскорбить. Девушки с глубоким декольте будут тебе аплодировать, а бугаи с бритыми черепами кричать «е-е-е-е», а потом они вместе будут тебе подпевать, а твоё имя – скандировать.
Звучит как мечта, так ведь?
Так вот проблема в том, что культурой сформирована ситуация, когда рэп-баттл – это предпочитаемая форма общения. Она завлекательна. Я вот Пушкина перечитывал недавно, а мне рэп-баттлы тоже нравятся. Потому что это реальность, практически документальная.
И здесь мы приходим к вопросу, почему сложилась такая реальность? Почему в этой реальности эта форма общения (красиво оскорблять друг друга) кажется наиболее привлекательной?
Ведь конфликты по большей части надуманные и решаются на раз-два. Но вместо этого их взвинчивают – ну, здесь в целях шоу, понятно, но в жизни-то это делается без этой цели. Там причина другая.
По себе чувствую, что механизм такой: боишься показаться слабым – стараешься показаться сильным. Результат: пытаешься самоутвердиться. Словом или поступком.
Рэп-баттлы диагностируют проблему. Меня раньше это бесило. Потому что диагностируют, но ничего не делают. Только деньги на этом зарабатывают.
Я вот поэтому и думаю периодически про христианство, про самураев.
Думаю, что корень этого диагноза такой. В нашей культурной ситуации люди друг от друга смертельно устали. Нет в культуре языка общения лучше, чем язык рэп-баттла. Люди агрессивны и недоверчивы. Люди подозрительны и готовы к бою.
Что не так с культурой? Видимо, мало думаем о конце...
Ну, то есть рэперы любят упоминать, где побывал их конец накануне баттла. Обычно – в девушке оппонента. Но с Концом это связано косвенно.
Люди смертельно устали, потому что в культуре нет взвешенного разговора о проблемных темах. Всё делится на два варианта: либо нервная улыбка, либо занесённый кулак. Рэп-баттлу как будто удалось балансировать между – и смешно, и волнуешься, и при этом как будто ощущение чистой разборки по понятиям. Ребята попали во время, они молодцы, они паразитируют на Моменте.
Наверное, верно угаданная нота – это и есть талант. Другое дело, что талант может вводить в заблуждение, потому что при всей красоте рэп-баттлы – это показатель того, насколько мы не умеем друг с другом говорить, насколько мы не понимаем друг друга и, кажется, не имеем сил понять.
В этом, возможно, способны помочь эсхатология и самураи. Об этом я думал на днях.
Глеб Буланников