Недавно в переписке с редактором этого сайта я признался, что практически не смотрю фильмы. Поэтому часто не могу понять какие-то шутки, намёки, с ними связанные. Чтобы постичь мемы (а они мне интересны), гуглю их краткую историю. Считаю, что чаще всего этого достаточно.
Так вот, после той переписки я задумался, почему ситуация сложилась именно так. И стал искать для себя ответ, чтобы жить дальше с этим решением или, наоборот, изменить его.
Ситуация тем удивительнее, что я в целом люблю искусство. А кино – это, как якобы (хе-хе) говорил Ленин, важнейшее из его видов. От себя добавлю – важнейшее по силе воздействия, а не по каким-то там эстетическим параметрам.
Дело в том, что движущиеся картинки – это истории с заложенными в них идеями, которые могут либо воспитывать, либо, наоборот, разлагать. Не сочтите за кэпа, конечно, я уже скоро перейду к делу. Но не сказать я этого тоже не мог – да, кино сильнее других видов искусства способно влиять на сознание. Наверное, книги с ним сопоставимы, но они больше для людей мыслящих и с фантазией. Для основной же «массы» фильмы вне конкуренции.
Главный критерий оценки искусства
…В самом детстве (а оно пришлось на 1990-е) я любил фильмы некоторых жанров: комедии, детективы и даже сериалы (то самое «мыло») с центрального канала: начиная с середины эпопеи «Богатые тоже плачут» и заканчивая «Новой жертвой». А потом стало скучно.
Итак, вот я и проговорился.
Скука. Да, это главный критерий, по которому произведение искусства можно забраковать (хотел написать «считать фуфлом», но мы же интеллигенция, бгг). Эту мысль я где-то вычитал, и она стала частью меня. Не интересно – не читай, не смотри, не слушай. Выбрось каку. Не насилуй себя.
Вот так прозаично и банально начался этот список. И хотел бы я начать с более благородных пунктов, но не буду – возможно, благодаря моей искренности вы с большей серьёзностью отнесётесь к сказанному далее.
Здесь я вынужден сделать небольшое отступление: некоторым людям классическое искусство неинтересно в принципе. Это плохо, конечно. Но как же тогда быть с предыдущим утверждением?
Наверное, если хочется отругать произведение искусства (в нашем случае – фильм), стоит спросить себя: а что мне нравится вообще? Если ничего, то проблема в человеке. Если же есть развитый вкус, есть любимые «вещи», то отвращение к бездарным культурным единицам уже может быть более обоснованным. Возможно, в этом вы меня поправите (буду благодарен), но мне представляется именно так.
Скучно чаще всего бывает из-за того, что я не понимаю, как описанное касается лично меня, как это может мне помочь в жизни, чему научить или хотя бы как развлечь?
Сказка ложь, да в ней намёк
Я хорошо помню из школьного курса: искусство должно достигать трёх целей: обучение, воспитание, развлечение. Пусть и в разной степени, но все три компонента обязаны присутствовать! И потому смотрю на кино (как и на книги) через эту призму: а что оно мне даст глобально?
Если ничего не даст – это плохо. Но ещё хуже, когда обучение идёт в минус, в сторону развращения. Или скажу по-другому: если мне хотят навязать идею, которая мне чужда, которой противится всё моё естество, я отвергаю такой фильм или такую книгу. Могу не дочитать или не досмотреть.
Грубо говоря, если вместо конфетки мне предлагают какашку, пусть даже обёртка красивая, я её отвергну. А как классифицировать ту или иную культурную единицу – зависит от того, какое воспитание я получил и какой личностью являюсь.
Хотите прорекламировать мне колдовство? К чертям. Политику? Туда же. Побудить принять ценности, чуждые христианству? Хавайте такое сами, творцы киноиндустрии.
Вот в итоге и получается, что через мой фильтр отсеивается очень много. Где-то зло представляется в откровенно положительном свете – это самый худший вариант. Однако бывает и так, что посыл неплохой, однако какие-то элементы неприемлемы для моей совести.
Не переоцениваю ли я роль влияния фильмов? Вряд ли.
Приведу такой пример. В детстве, когда по кабельным каналам стали крутить много американских фильмов, я смотрел некоторые из них с «гундосым» одноголосым переводом. До сих пор многие американские ругательства иногда всплывают в голове, хотя это было так давно! При том, что они мне противны.
Или вот относительно безобидный пример фильмов, которые я осилил, причём недавно пересмотрел, – «Один дома» и «Один дома-2».
Там есть благородные нотки — например, когда Кевин борется со своими страхами и предубеждениями: в первой части он начинает дружить с внешне страшным дедом, во второй – с женщиной, любительницей голубей. В том, как разворачивается эта линия, в их диалогах есть что-то от искусства – смотреть такое интересно и полезно.
Но! Первый минус – обе линии в двух частях написаны как под копирку, а предсказуемость – это уже первый шаг к скуке. Второй – линия с ворами, которых Кевин наказывает за их дерзкие ограбления. Категорически вредная идея, тем более – для детей. Конечно, немногие дети после фильма вступили бы в схватку с грабителями, но общий посыл – что надо брать месть в свои руки – может остаться глубоко в подсознании и всплыть в неожиданный момент. Не нравится и сама идея (чисто американская, пожалуй) смеяться, когда другим плохо.
Ну и после таких приключений, особенно показанных во второй части, выжить практически нереально, злодеи же лишь слегка испачканы. Не каждый мозг в достаточной мере отфильтрует этот момент, а потому может решиться на что-то подобное. Не верю, в общем, я в такое наказание зла добром и в столь безобидный размер нанесённого злу ущерба.
А вот момент, в который охотно верю и который вызывает улыбку, – это сцена с Трампом в отеле «Плаза», где снялся будущий президент США (он подсказывает Кевину, как пройти в лобби). Да и в то, что ребёнок селится в отель сам, без взрослых, почему-то верю. Наверное, Калкину удалось сыграть ребёнка с живым сердцем, способного добиваться своего, а режиссёру – передать атмосферу сказки, одновременно и похожей на реальную жизнь, и далёкую от неё.
Стоп-кадр из фильма «Один дома»
Углубился я в один этот пример просто для того, чтобы вы понимали: при всей критичности, я не настолько категоричен в своих оценках, чтобы забраковать буквально всё. Однако планку требований к фильмам снижать не собираюсь, скорее наоборот.
Кирилл Жихарев