Интернет облетела антипедагогическая картинка: взрослый обходит детей и переделывает их круглые головы в квадратные — согласно шаблону, при помощи ножниц. Намек понятен, гиперболу принимаем, но кроме шуток: можно ли научиться нешаблонному решению проблем с детьми?
Начнем со стандартных решений. Все они заперты у нас в голове и имеют такую солидную базу, как «меня так воспитывали», «а что люди скажут?», «по-другому не бывает». И все-таки даже если вы привыкли в случае проблемы заводиться с пол-оборота, попробуйте отложить ситуацию. Помедлите. И представьте все, что вы обычно в таких случаях делаете, ваши привычные ходы: наказание, манипулирование, приманивание? Оно, может, и срабатывает, но давайте пойдем дальше.
Чтобы отнестись к проблеме творчески, надо от проблемы отойти. Чтобы было от чего отходить, ее (проблему) надо четко сформулировать, отойти от эмоций. Конечно, речь не о каких-то роковых проблемах, а о повседневных ЧП, которые ребенок постоянно создает. Допустим, он отказывается садиться за уроки. Увиливает, оттягивает, врет, что не задали, — впрочем, мы начали уточнять и пошли эмоции, стоп.
Чтобы пришло нетривиальное решение, думать надо не что делать, перебирая рутинные всем известные ходы, заходя в тупики, а вообще забыть о проблеме. Вам все равно. В окно посмотрите или в потолок. И назовите первое пришедшее на ум слово. «Мороженое» там, или «лист», «дождь».
А что? Лист, допустим. Какие ассоциации возникают у вас по поводу листа? «Глухая пора листопада»... «шуршать листьями»... «первые клейкие листочки»... «идет-гудет зеленый шум»... «листья мяты...». Листья опадают — и проблемы со временем уходят, ими только и останется «пошуршать». Проблема его нежелания садиться за работу тоже временная, может быть. Новое что-то должно появиться, но что в данном случае свежее? Остро-свежее, как клейкий листик, в моих реакциях? Потому что обычное — «как тебе не стыдно!» — это же просто фиговый лист. А вот мята, покой, аромат, чай. А! Не попить ли нам для начала чайку?
Что-то в этом духе. Мороженое — оно ведь тает. Дождь по каплям падает. Отовсюду может прийти решение, причем лучшее, чем если бы мы требовали в лоб: «Быстро, без разговоров, кому сказано!»
Не отказывая себе в удовольствии по любому проблемному случаю вырабатывать собственное решение, вы обучаете этой полезной штуке — личной тактике поведения — и ребенка. Он не должен привыкать к тому, что всегда надо делать так, как сказано, причем неважно кем и для чего. Наоборот: выращивать свои взгляды, свои способы решений проблем, свое понимание всего на свете. Вектор — сюда...
Мария Коротеева