В Москве, рядом с Патриаршими прудами, в ресторане индийской кухни «Москва-Дели», открылся Safe Theatre. Его арт-директором стал Стивен Окснер — актер, солист группы «СоусКеfаль», а теперь и режиссер спектакля «Карл и Клара». На спектакле побывала Алла Шендерова.
Ресторан «Москва-Дели» превращается в театральную площадку по понедельникам, когда кухня отдыхает. Зрителей пока не так много, сидеть можно на стульях и на подушках, окно открыто, все санитарные правила соблюдены. Перед началом спектакля можно выпить пряного чая, его предлагает сам Стивен Окснер — американец, выбравший Россию, звезда сериала «Чики», пока что лишенная примет звездной болезни. Пару лет назад он стал креативным продюсером международного проекта «Караван», который поддерживает ремесла и народное зодчество, устраивает арт-резиденции в пустынях и на фермах и собирается участвовать в Венецианской биеннале 2021 года, где будет демонстрировать экопостройки для своих резиденций. Safe Theatre тоже часть «Каравана».
Премьерных «Карла и Клару» будут играть по-русски и по-английски с соответствующими титрами. Пьесу написал Митя Золотов — бывший ассистент Дмитрия Крымова и лидер ВИА «СоусКеfаль».
На небольшом постаменте у окна, лицом к зрителям, беседуют Карл (Илья Кипоренко) и Клара (Анна Остапенко). Им в помощь дана Правда (еще одна звезда «Чик» — юный Даниил Кузнец). У ног актеров, как акыны у арыка, сидят Митя Золотов (гитара), Владимир Матюнин (гитара) и Стивен Окснер (мандолина). Они играют и поют то, что сочинил Золотов.
Это очень приятный фолк-рок, текст в песнях остроумный и довольно легкий — такой постмодерн-микс из всего на свете: «Будь самый верный Котопес и умный, как любил Делез…» Но диалоги героев кажутся многословными и вязкими. Карл и Клара выясняют отношения: он, как вы помните, украл у нее кораллы (здесь — кораллы ее губ, то есть попросту высасывает ее силы), а она в отместку «толкнула» кому-то его кларнет. Любовники почти расстаются: Клара вспархивает со своего места и оказывается на одном из столов — в аутентичных интерьерах «Москва-Дели» выглядит это грациозно. «Действия, Карл, мне не хватает действия»,— жалуется Клара. На самом деле ей не хватает драйва.
«Карл и Клара», по сути, новый «Кислород», но без сумасшедшего ритма и драйва, присущего раннему Вырыпаеву, с текста которого началось то, что мы называем современной новой драмой. «Карл и Клара» — «Кислород» безопасный: без надрывных призывов «запомнить наше поколение», кислотных всполохов, ломки и даже без банального похмелья. Да, создатели «Карла и Клары» только ищут ритм для диалога. Но в спектакле есть человек, который его уже нашел: 12-летний Даниил Кузнец, в чьем исполнении каждое слово, да и вообще весь текст, приобретает загадочную пряность. Так что «Карл и Клара» тоже, как когда-то «Кислород», имеет все шансы вырасти в манифест поколения. Только поколения Даниила Кузнеца. Но это если подходить к театру с прежними мерками, прислушиваться к тексту и искать в нем смыслы — а не ощущения, не разливающуюся по телу благодать от музыки, атмосферы и хорошего чая.
Почти 20 лет назад драматурги Елена Гремина и Михаил Угаров создали Театр.doc с девизом «Театр, в котором не играют». Теперь появился Safe Theatre. В нем тоже в привычном смысле не играют. Это «горизонтальный» проект — тут все делают сообща, и никто не давит авторитетом; тут безопасно. Если считать безопасностью отсутствие агрессии. И, пожалуй, это главное, что отличает новый проект и от большинства других, и от того, что творится за окном: он категорически не агрессивен. Кому-то это покажется скучным, кому-то наоборот. Но тут точно не воруют зрительскую энергию и никем не манипулируют. Станет ли Safe Theatre местом, где рождается искусство, превратится ли в направление (как, скажем, Театр.doc), загадывать рано. Но пока проект во всех смыслах экологичен. И потому из него может что-то вырасти.
Алла Шендерова