«Горбатого могила исправит» — выражение, лучше всего описывающее творчество американского режиссёра Майкла Бэя. Перевалив за пятый десяток, он всё так же отказывается менять свой творческий подход, снимая фильмы, на которые зрители и критики уже фактически с закрытыми глазами вешают ярлык «типичное кино Майкла Бэя». Данная типичность заключается в следующем: тотальное доминирование красочных сцен взрывов над любой другой художественной составляющей картины, сценарий в формате условных изображений наскальной живописи и, конечно же, подростковый юмор вперемешку со сводящим скулы американским пафосом. Но какими бы плохими не были фильмы Бэя, режиссёр всегда имел в своём распоряжении большие бюджеты и крупных звёзд, приводящих зрителя в кинотеатры. Однако его новый фильм, «Призрачная шестёрка», кинотеатры обходит стороной. Должны ли мы за это поблагодарить Netflix? Скорее всего, да.
Райан Рейнольдс играет миллиардера-бизнесмена, который сколотил состояние на изобретении передовой компьютерной технологии. В какой-то отрезок жизни он принимает решение инсценировать собственную кончину, естественно, пышно и драматично – якобы разбившись за штурвалом своего же истребителя. Теперь он наёмник по прозвищу «Первый» и хочет собрать собственных Мстителей, которые будут вершить добро и справедливость по всему миру. Так, «Первый» находит «Вторую» (француженка Мелани Лоран), «Третьего» (мексиканец Мануэль Рульфо), «Четвёртого» (британец Бен Харди), «Пятую» (пуэрториканка Адриа Архона) и «Седьмого» (американец Кори Хоукинс).
«Шестого» мы не забыли, его играет Дэйв Франко, и он – водитель-американец, который почему-то становится местным агентом Коулсоном: его кончину ещё в самом прологе используют для сплочения только что образовавшегося международного подразделения элитных наёмников. Каждый из них инсценировал свою смерть – не без помощи «Первого». Теперь же их задача заключается в том, чтобы свергнуть тирана-правителя некоего ближневосточного государства, именуемого Тургистаном, и поставить на его место более демократичного лидера.
Если смотреть «Призрачную шестёрку» как своеобразный спин-офф героя Рейнольдса из «Хоббса и Шоу», то фильм поначалу даже может понравиться. Он открывается долгой, чуть ли не двадцатиминутной, сценой погони по живописным улицам Флоренции. Красота и колорит итальянского города подкупает зрителя, даже несмотря на столь ярые попытки Майкла Бэя испортить наше восприятие за счёт ужасающей постановки и лихорадочного монтажа, напоминающего предсмертную агонию Оливье Мегатона в «Заложнице 3». Вдобавок ко всему ритм сцене задают и словесные перепалки между вечно говорливым, вне зависимости от роли, Рейнольдсом и обычно скромным Франко.
Но как только с прологом покончено, нам начинают по отдельности представлять каждого персонажа так называемой призрачной шестёрки. Причём это больше похоже на конкурс на самое унылое представление героя. Рейнольдс спасает сирийское дитя из зоны боевых действий под пафосное сло-мо, Хоукинс разочаровывается в собственном американском правительстве, прямо как Эд Харрис в «Скале» Бэя, Харди зачем-то ворует драгоценности в украинском здании «Газпрома» (что это вообще было?). Но даже со всеми этими персональными предысториями, пусть изрядно утомительными, абсолютно никто из семи персонажей не запоминается и не выделяется хоть какой-то особенной чертой характера. У всех один и тот же набор фраз, все совершенно пустые, с надуманной сюжетной значимостью. А в принципе чего ещё можно было ожидать от режиссёра, снявшего однажды фильм, в котором кучка пустоголовых деревенщин под руководством простого бурильщика отправляется в космос, чтобы спасти нашу планету?
«Призрачная шестёрка» становится не только наглядным примером того, что Майкл Бэй прочно застрял в 90-х и совершенно не желает оттуда выбираться, данная картина знаменует собой художественную деградацию этого режиссёра. Не то что бы там было, куда деградировать… Бэй начинал как клипмейкер, и до того, как дебютировать в большом кино с «Плохими парнями», на его счету уже было несколько десятков видеоклипов. Со временем большие взрывы и сортирный юмор как-то оттянули на себя всё внимание в его дальнейших работах, но вот «Шестёрка» очень прозрачно даёт зрителю напомнить, с чего начинал Майкл Бэй. С одной стороны, мы все можем понять его любовь к группе Muse и даже целых четыре раза за один фильм насладиться их песнями. Но с другой, то, что мы видим на экране, порой неотличимо от музыкального клипа – крутые тачки, безумный монтаж, красивые люди в кадре, ноль здравого смысла (речь не про клипы Muse, если что).
Персонаж Райана Рейнольдса несколько раз по ходу фильма повторяет фразу: «Чёртовы миллениалы». Используется она обычно в качестве панчлайна, вот только ни одной стоящей шутки сценаристы Ретт Ривз и Пол Верник, смешившие когда-то зрителей до боли в животе (дилогии «Zомбилэнд» и «Дэдпул»), так и не придумали. Рейнольдс пытается в свойственной себе манере «отработать» даже самую глупую сортирную шутку так, чтобы хотя бы перед своими фанатами стыдно не было.
Тем не менее у «чёртовых миллениалов» всё же больше шансов полюбить это кино. Да и вообще, несмотря на весь его размах под большой экран, боевик Майкла Бэя вполне может стать приемлемым вариантом для домашнего пятничного просмотра для человека, который устал за рабочую/учебную неделю и теперь хочет расслабиться перед монитором, отключив мозг и наслаждаясь откровенно глупым блокбастером с минимум сюжетных установок. Конечно, это совсем не обеляет столь бездарное и вопиюще плохое кино, как «Призрачная шестёрка», лишь только отчасти оправдывает его право на существование. Будем надеяться, что «Кровью и потом» всё-таки не было необъяснимой аномалией вселенной и Майкл Бэй однажды снова сумеет всех удивить.
Вадим Богданов