Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Полковник милиции дал рецепт борьбы с телефонными мошенниками-«врачами»

Они озвучивают «плохие диагнозы» и разводят на деньги

Мошенники в наше время используют сто миллионов приемов, чтобы завладеть накоплениями или даже недвижимостью слишком доверчивых граждан, а так как информированность населения все же возрастает, они становятся все более изобретательней и, увы, уже и задействуют ИИ. Но кто-то из преступников не брезгует и довольно старыми приемами: например, они по-прежнему могут позвонить человеку от имени якобы врача и сообщить о неутешительных результатах анализов (диагнозе). «Спасти» пациента может «медицинский светило», но лечение (консультацию) нужно оплатить, разумеется, заранее. «МК» поговорил с теми, кто столкнулся с подобным видом мошенничества, и выяснил у юристов, как не пасть жертвой беспредельщиков.

Они озвучивают «плохие диагнозы» и разводят на деньги
ФОТО: АЛЕКСЕЙ МЕРИНОВ

Обманывать людей, особенно стариков, эксплуатируя в целях наживы их переживания за свое здоровье и жизнь, – ниже опускаться некуда. Напугать пожилого человека онкологическим диагнозом, которого нет, довести чуть ли не до инфаркта этой «новостью», а потом еще содрать последние деньги за предстоящее якобы «лечение» – это за гранью человеческого понимания. А ведь пожилые люди зачастую воспринимают врачей как ангелов-хранителей, они держатся за них как за последнюю соломинку в надежде, что те продлят им жизнь. Злоумышленники без души, без сердца и совести прекрасно знают это и пользуются этим.

«МК» выслушал истории тех, кто сталкивался с подобным запредельным по циничности приемом мошенников. Кому-то из пенсионеров повезло больше – дети или внуки вовремя остановили их, а кто-то доверился негодяям в белых халатах и лишился последних копеек.

– Мне год назад позвонили такие мошенники после флюорографии, типа, у меня на снимке пятна, – говорит москвичка Анна. – «Но вы не переживайте, – сказал мне звонивший, – мы вас вылечим, только вот туда денежки отнесите». А еще раньше моей маме звонили, чуть до инфаркта не довели. Благо, она в здравом уме и в итоге раскусила их замысел. Но пожилому человеку объявлять, что у него рак, это просто верх мразотности!

– Три года назад у меня именно так и было – напугали по телефону диагнозом, да так, что поднялось давление, и спасибо, что рядом была дочь, разоблачила, – поделилась с нами пенсионерка Галина Алексеевна. – Не сразу поверила, что так можно. Надо сразу звонить в поликлинику и уточнять, был ли оттуда звонок.  

– Когда бабушка и дедушка были живы, им постоянно звонили мошенники на домашний телефон, – рассказала «МК» москвичка Олеся. – Я так поняла, что эти негодяи как-то вычисляют, что в квартирах живут пожилые люди. Последний раз позвонили при мне – дедушка уже был совсем старенький, я была у него дома, помогала по хозяйству. Позвонил якобы «врач-кардиолог», назвал дедушку по имени-отчеству и сказал: «Ожидайте, я к вам сейчас подъеду». Дедушка сказал: «Я внучке передаю трубку!» – и тот сразу же исчез. Дедушка забегал по квартире – ну как же, врач придет! А я ему говорю: дедушка, это же мошенники! Они же сразу трубку бросили, как ты про меня сказал. После этого случая я просто сняла домашний телефон. А в случае с бабушкой я вообще была жутко возмущена, так как ей позвонили на домашний телефон якобы из кремлевской больницы и сказали, что у нее плохие анализы. А она их действительно недавно сдавала! Может, совпадение… И предложили ей лечение в кремлевской больнице! И она поверила. Потом приехал якобы врач, взял у бабушки деньги и велел ей собраться и ждать, когда за ней приедет машина, чтобы отвезти ее в больницу. Бабушка собрала сумку, ждала-ждала, но так никто и не приехал. Сколько денег она отдала, она нам не призналась. Она потом плакала, когда рассказывала об этом. Я ей сказала, чтобы она сразу звонила мне в таких случаях, а я ей буду говорить, что делать. Очень больно и обидно за пожилых людей, что находятся такие нелюди, которые их обижают!  

– Вы обращались куда-то, может, в правоохранительные органы? 

– У меня не было возможности раскрутить эту историю, потому что я мать-одиночка, у меня был маленький ребенок на тот момент... Я только написала, помню, жалобу в Росздравнадзор, но ответа не было. 

– К сожалению, чаще всего жертвами мошенников-«врачей» становится старшее поколение, тем более что они больше беспокоятся о своем здоровье и часто имеют какие-то хронические заболевания, – говорит юрист Александр Гращенков. – Самый эффективный способ борьбы с ними – это максимально возможное информирование о таких схемах близких и знакомых. А вот то, что мошенники часто обращаются по имени и отчеству к своим жертвам, это реальный вопрос утечки информации и персональных данных. Именно такое уверенное обращение часто и формирует у потенциальной жертвы первоначальное доверие. Здесь необходимо бороться, в первую очередь, с действительной защитой персональных данных граждан. Если мошенники стали использовать ФИО и даже в некоторых случаях знают историю болезни, то речь может идти и о нарушении врачебной тайны.

«Если те, кому позвонили мошенники с подобной информацией, действительно проходили диспансеризацию или сдавали анализы, то речь может идти о разглашении врачебной тайны, и с этим нужно разбираться правоохранительным органам, – говорит заслуженный юрист России, полковник милиции в отставке Иван Соловьев. – Либо преступники действуют методом «на удачу» – вдруг попадут на человека, сдавшего недавно анализы, такое тоже может быть, но это маловероятная ситуация.

По моему мнению, этот метод – «звонок от главврача» – уже несколько устаревший. Мошенников сейчас, даже более, чем деньги, интересует квартира, недвижимость человека, которую они различными хитрыми схемами заставляют переписывать на них. Либо второй, наиболее распространенный вид – откровенное склонение к терроризму, совершению диверсий и членовредительству (звонят детям и убеждают их включить духовку, положить что-то в микроволновку, чтобы получится взрыв, пожар). А те мошенники, которые работают на территории России, «специализируются» на бабушках и дедушках, подсылают к ним якобы таксистов, мол, внук попал в аварию и дайте денег…

Я убежден, что здесь нужно выходить на информационную безопасность, на информационный суверенитет, чтобы тот ресурс, где мы храним информацию о наших людях, находился на территории России, администрировался с территории России и так далее, потому что базы утекают. И я вполне допускаю, что в каких-то медицинских учреждениях тоже происходит утечка данных. А могут и из частных лабораторий утекать, которых сейчас видимо-невидимо. Взломать там базу не составит никакого труда.

Ну, а чтобы уберечься, людям надо «голову включать». После подобного звонка – во-первых, перезвонить в поликлинику. Пойти в поликлинику и получить свои анализы на руки с заключением врача, прежде чем платить непонятно кому и непонятно за что. Можно самому посмотреть в анализах свои значения, какие из них выходят за норму. Если не выходят, значит, и верить нельзя разным подозрительным звонкам.

Сегодня мы понимаем, что мошенники могут прийти к нам с чем угодно. Вместе с пожеланиями мира, добра, поздравлениями с праздником. Вместе с информацией о социальной выплате. Вместе с предложением поучаствовать в каком-нибудь сборе денег на помощь бойцам. Искусственный интеллект может сгенерировать любой голос, то есть взламывается аккаунт элементарно просто. В ватсапе голосовые сообщения легко взламываются и голос его владельца подделывается; на основе двух-трех фраз генерируется сообщение от имени человека, которого вы хорошо знаете, а тем более, от которого зависите – например, вашего начальника.  

Единственный рецепт – все в наше время нужно проверять лично, желательно не в мессенджерах, а перезванивать человеку. Перезванивать и перепроверять. Выживание – в наших руках». 

Ирина Бричкалевич

Источник

167


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95