Родители — первые по времени воспитатели, поэтому и ответственность за половое воспитание подростков ложится в первую очередь на них. Но психология подростков устроена так, что для них эмоционально легче получить информацию о сексуальной стороне жизни от сверстников или из интернета. Как строить общение с подростками на эту тему и кто в первую очередь отвечает за формирование здорового образа жизни детей? Рассуждают врачи Александр Куликов и Елена Мешкова.
Не все родители знают, как подступиться к обсуждению вопросов полового воспитания
Рассказы про аистов и капусту, про то, что ребенка «купили в роддоме» или «изготовили на фабрике»… Многие из нынешних взрослых могут вспомнить, каким потрясением
Желания и действительность
В ходе социологического исследования* подростки, отвечая на вопрос «Кто должен заботиться о репродуктивном здоровье подростков, их половом просвещении?», на первое место поставили ответ «сами школьники» (60,8%), далее — «родители» (45,6%). Лишь четверть подростков рассчитывают узнать нечто ценное из школьной программы и в самую последнюю очередь ожидают подобного просвещения от педагогов. Мнения родителей кардинально отличаются от мнений подростков. В то же время родители считают, что половое воспитание детей — это прежде всего их обязанность (80,3% ответов), и только (41,7%) возлагают ответственность на школу. Таким образом, родители отводят себе главную роль в половом воспитании, а подростки рассчитывают в основном на себя.
При этом родители не чувствуют себя уверенно, когда дело касается бесед об интимных вопросах. 98% отвечавших родителей выразили желание получить помощь специалиста для бесед со своим ребенком. Такая неподготовленность объясняет реальную ситуацию: только 10% опрошенных подростков ответили, что первую информацию по вопросам пола они получили от родителей**. Как пишет Игорь Кон: «Информация столь интимного свойства, если ее сообщает близкий человек, создает напряженное
Половое воспитание — это в первую очередь ответственность родителей
Кто, если не родители?
Конечно, родители в любом случае — первые по времени и главные воспитатели. С момента рождения ребенка все, что делают и не делают, о чем говорят и умалчивают родители, формирует его личность. Отношения родителей между собой, с ребенком и с другими задают образец, который потом будет проявляться в его поведении. Пример родителей во всех вопросах, начиная от того, как они общаются друг с другом и с ребенком, и заканчивая тем, какой образ жизни они ведут, какие ценности и убеждения разделяют, имеет первостепенное значение для усвоения ребенком норм мышления и поведения. Хорошо, если семья дает положительный пример, если родители вовремя и деликатно объясняют ребенку все сами, берут на себя формирование здорового образа жизни детей.
А если нет? Подросток все равно будет искать информацию, которая ему нужна и интересна, — о том, как меняется его тело (вторичные половые признаки, менструация, поллюции) и душа (мысли, желания, приоритеты), о том, как развиваются отношения (дружеские и романтические), о первой любви и о первом свидании, о создании семьи и рождении детей. То, что не скажут родители, расскажет старший приятель во дворе или поисковая система в интернете. Но при этом есть очень большой риск, что услышанное от друзей, прочитанное в чате или на случайном сайте окажется не совсем верным и даже вредным. Так что половое воспитание так или иначе свершится, но вряд ли его результаты можно будет считать удовлетворительными.
Кто же даст верные сведения, поможет сориентироваться в потоке информации, научит критически осмысливать прочитанное, услышанное и увиденное, принимать самостоятельные решения, не поддаваться вездесущей рекламе, противостоять принуждению со стороны сверстников? Кто, если родители стесняются, не знают, не могут или не хотят, расскажет о физиологии, репродукции и контрацепции с учетом психологии подростков? И донесет мысль, что отношения, любовь и семья лучше всего строятся на таких общечеловеческих ценностях, как равноправие мужчины и женщины, уважение прав человека, недопустимость насилия и ответственность за свои поступки.