В Варшаве у стен парламента прошла демонстрация женщин против ужесточения польского законодательства в отношении прерывания беременности. Но главный день протестных акций - понедельник. Он снова обещает стать "черным" - о своем участии заявили более ста городов, причем не только в Польше, но и в других странах мира.
Не сложим зонтики!
"Мы будем и дальше стремиться к тому, чтобы даже случаи очень тяжелой беременности, когда ребенок приговорен к смерти, сильно деформирован, тем не менее заканчивались родами, чтобы этот ребенок мог быть окрещен, похоронен, чтобы у него было имя", - эти слова главы правящей в Польше партии "Право и справедливость" Ярослава Качиньского стали сигналом к продолжению протестов польских женщин. "Да мы и так знали, что отклонение Сеймом законопроекта о полном запрете абортов - это только хитрый ход, ведь епископат будет и дальше давить на Качиньского, да и сам он хочет удовлетворить праворадикальное крыло своей партии. Так что очередные попытки ужесточения законодательства - это лишь дело времени. Поэтому протесты есть и будут. Мы не сдадимся, пока не добьемся таких же прав, как у других европейских женщин", - рассказала "РГ" Малгожата Прокоп-Пачковска, координатор женского движения в партии Twoj ruch и одна из организаторов прогремевшего на весь мир "черного понедельника" 3 октября, когда около ста тысяч человек по всей стране вместо работы отправились на митинги под дождем.
"Мы не складываем зонтики", - пишут в социальных сетях участницы "черного понедельника". Их интернет-сообщества закрыты от посторонних, туда принимают только единомышленников и лишь по рекомендации. Сколько всего демонстраций, маршей и других акций протеста пройдет в этот понедельник, пока сказать сложно. Но уже известно, что нынешние акции не будут спонтанными, как "черный протест" 3 октября. В последние две недели в Польше сформировались оргструктуры нового движения: был создан общепольский инициативный комитет забастовки женщин, а также штаб интернет-администраторов, в разных городах предлагали свои кандидатуры или выдвигались другие координаторы локальных групп, в социальных сетях создавались страницы региональных акций протеста. Организаторы подчеркивают, что это движение не относится ни к какой политической партии и является детищем тех, кто принимает в нем участие.
Жертвы компромисса
Напомним, что волнения в связи с законодательством в отношении прерывания беременности начались еще весной, когда премьер-министр Беата Шидло и лидер партии "Право и справедливость" Ярослав Качиньский поддержали зачитанное во всех католических храмах Польши обращение епископата, в котором церковь призывает к полной защите жизни человека. "В деле сохранения жизни нерожденных детей нельзя останавливаться на том компромиссе, который есть сейчас", - подчеркивалось в письме президиума епископата. "Компромиссом" в Польше называют "Закон о планировании семьи" от 1993 года, который запрещает аборты, за исключением случаев, когда беременность наступила в результате изнасилования, при высокой вероятности пороков развития у плода или при угрозе жизни матери. "Никакой это не компромисс, - возмущается во время беседы с корреспондентом "РГ" пани Малгожата. - А если и компромисс, то весьма сомнительный. Новое государство, возникшее после событий 1989 года, хотело отблагодарить церковь за поддержку оппозиции в коммунистические времена, и именно женщин принесли в жертву. Это компромисс мужчин из правительства и мужчин из епископата". В 1993 году такого же мнения в Польше придерживались очень многие, более того, именно законодательство в отношении прерывания беременности способствовало возникновению наиболее масштабного после "Солидарности" протестного общественного движения. Созданные в стране инициативные гражданские комитеты собрали более полутора миллионов подписей под петицией в Сейм с требованием общенационального референдума по этому вопросу. Но депутаты это обстоятельство проигнорировали. А в 1996 году нижняя палата польского парламента сделала шаг в направлении либерализации законодательства об абортах, был принят соответствующий закон. Однако год спустя Конституционный суд страны вынес решение, что это противоречит польскому праву, и объявил закон от 1993 года снова имеющим силу. Проекты либерализации этого закона и его ужесточения то и дело поступали в Сейм, но до последнего времени не принимались к рассмотрению. Осенью прошлого года парламентские выборы в Польше выиграла партия "Право и справедливость". По мнению экспертов, своей победой она была во многом обязана польскому духовенству и консервативно настроенному электорату. Весной активисты движения Pro Life организовали комитет по сбору подписей за полный запрет абортов. И в конце сентября этот общественный комитет "Стоп абортам" направил в нижнюю палату парламента 450 тысяч подписей граждан под соответствующей инициативой, предусматривающей также и возможность тюремного срока для женщин и врачей. Одновременно общественный комитет "Спасем женщин", в который входит Малгожата Прокоп-Пачковска, представил противоположный проект, предполагающий разрешение абортов по желанию женщины до 12 недели беременности, а после этого срока - в исключительных случаях. Его поддержали 225 тысяч поляков. Но депутаты приняли к рассмотрению только ту инициативу, которая предполагает ужесточение существующего законодательства.
Тактическое отступление
Рассмотреть эту инициативу как следует в Сейме так и не успели. После того как в понедельник 3 октября 98 тысяч человек по всей Польше вместо работы приняли участие в демонстрациях протеста против запрета абортов, в среду с нарушением положенных процедур члены комитета по юстиции и правам человека Сейма собрались на экстренное рассмотрение злополучного законопроекта. На следующий день он был отклонен голосами 352 депутатов из 428. Но польские женщины поняли, что праздновать победу пока рано, ведь, по данным авторитетной газеты Gazeta Wyborcza, в четверг утром перед итоговым голосованием Ярослав Качиньский провел закрытое заседание парламентской фракции своей партии, на котором объявил, что хороший командир, видя большой штурм вражеских войск, должен отступить, перегруппировать силы, чтобы потом перейти в наступление. Это неудивительно, ведь решение Сейма вызвало недовольство у многих. Например, главный редактор проправительственного телеканала TV Republika и ведущий передачи "Церковь, в которой мы живем" Томаш Терликовский на вопрос "РГ", устраивает ли его такой финал, отвечает: "Нет, я считаю, что это ошибка. Я уверен, что можно было менять отдельные детали в этом законопроекте, но не уступать под давлением людей, которые хотят убивать невинных человеческих существ. Я рассчитываю, что в будущем Сейм для начала запретит убийство детей с ограниченными возможностями, прежде всего с синдромом Дауна, а потом, надеюсь, Польша, в конце концов, вернется к классической цивилизации и запретит аборты полностью. Хочу напомнить, что в XIX веке аборты были нелегальными".
На аборт - в Германию
По словам Малгожаты Прокоп-Пачковской, такие взгляды в Польше - не редкость: "Да, есть группы людей, у которых такие убеждения, или они хотят воспользоваться ситуацией в своих интересах. Но наше общество, наши женщины уже дозрели до того, чтобы начать сопротивляться тому, что церковь и правые пытаются навязывать нам такие законы. Можно иметь разные взгляды, в том числе и такие, как у Томаша Терликовского, но на свою собственную личную жизнь. Религиозные фанатики не должны писать законы в нашем вроде бы светском государстве". По ее словам, сегодня в Польше между этими двумя силами идет борьба. "В течение многих лет группы польских феминисток выступали за смягчение законодательства в отношении прерывания беременности, ведь оно у нас и так одно из самых строгих в Европе и в мире. Но сейчас наступил момент, когда чаша терпения переполнилась - женщины поняли, что дальше так продолжаться не может. По данным исследований, все больше полек хотят даже не сохранения статус-кво, а либерализации этого законодательства. Теперь мы массово выходим на улицы и требуем того, что уже есть у других европейских женщин. Обратите внимание на парадокс: Польша уже давно является членом Евросоюза, но мы в собственной стране имеем меньше прав, чем за границей - в Чехии, Словакии, Германии. Я, например, живу в Щецине на границе с Германией, и в 15-20 километрах от моего города есть немецкие больницы, в которых каждая полька, никому ничего не объясняя и не доказывая, может сделать аборт. А у себя дома - не может. Мало того, эти фанатики уже написали в Сейм петицию с требованием запрета и наказания в виде тюремного заключения за применение таблеток для экстренной контрацепции. По их мнению, это таблетка для раннего выкидыша, хотя это средство контрацепции. Эта пропаганда распространяется и на детей, которых в школах на уроках религии учат, что зигота - это уже зачатый ребенок и человек. А любая наша попытка вступить в дискуссию заканчивается тем, что нас обзывают убийцами".
Никто не хочет уступать
Акции протеста, прошедшие по всей Польше 3 октября, по словам пани Малгожаты, организовывались и политиками, и общественными деятелями, и просто возмущенными женщинами. "Когда в Сейме рассматривали два проекта, и наш был отклонен, до общества наконец-то дошло, что нам всем грозит. Мы - движение "Спасем женщин" - организовали перед зданием парламента политическую демонстрацию протеста под лозунгом "Шутки кончились!". А в это время в Интернете в женских сообществах договорились организовать марш в Варшаве. И тогда же наша популярная актриса Кристина Янда выступила с идеей провести общенациональную забастовку женщин. Одновременно молодежь в партии Razem придумала, что участникам протеста нужно надеть черную одежду, чтобы те, кто по разным причинам не может не пойти на работу в понедельник, или женщины в маленьких городах, где не будет демонстраций, могли участвовать в акции хотя бы таким образом. Эти идеи распространились по всей стране при помощи Интернета и СМИ. Власти рассчитывали, что акции протеста будут, как обычно, проходить только в крупных городах - Варшаве, Кракове, Познани, Щецине, Гданьске. Того, что из этого выйдет, не ожидали даже мы сами: акции прошли в 144 населенных пунктах Польши. Даже в маленьких городках, где церковь имеет больше всего влияния на людей, по несколько сотен девушек, многих из которых сопровождали мужчины, вышли на демонстрации и выкричали свою злость на то, что происходит. Демонстраций в таком количестве городов у нас не было с 1989 года". По ее словам, на "черном протесте" были представлены самые разные группы - от школьниц до бабушек, от менеджеров до ученых.
На вопрос, будут ли проводить свой "белый протест" противники абортов, Томаш Терликовский говорит, что будут обязательно, более того, они уже протестуют. "В прошлую субботу на Ясной Гуре прошла специальная молитва покаяния за грехи нашего народа, в частности за грех аборта, в которой приняло участие более ста тысяч человек. Каждый год по польским улицам проходят шествия за жизнь и семью. Если сложить вместе число их участников, получится 250-300 тысяч человек, гораздо больше, чем было на демонстрациях за аборты. Либеральные СМИ об этом не пишут, но у защитников жизни в Польше очень сильные позиции - под проектом закона о полном запрете прерывания беременности подписалось почти полмиллиона поляков! Еще 150 тысяч собрано под другим проектом полного запрета. Так что польское движение за жизнь будет действовать и точно не уступит в этом вопросе!" На вопрос, не боится ли он, что это еще больше обострит конфликт в польском обществе, Томаш Терликовский убежденно заявляет: "Есть вещи поважнее, чем конфликты в обществе!"
Премьер-министр Польши Беата Шидло заявила на днях, что пока для сокращения числа абортов правительство этой страны разработает программу поддержки семей. Этот рецепт подходит и для России, где еще не созданы все необходимые условия для запрета абортов. Многое уже делается - например, материнский капитал, которым поощряют многодетные семьи. Но это только один из необходимых элементов, которые позволят российским семьям достичь необходимого материального благополучия: чтобы дети имели доступ к медицинскому обслуживанию, не ждали очереди в детский сад, чтобы у них была крыша над головой. А пока любые радикальные шаги в направлении ограничения государством возможностей женщин самим решать свою судьбу могут привести к расколу в обществе и росту социальной напряженности.
Ариадна Рокоссовская