Женатые мужчины старше 30 покупают водку чаще других. При этом основными поклонниками беленькой по-прежнему остаются лица возраста 35+. Такой портрет среднестатистического потребителя водки представил общественности исследовательских холдинг «Ромир». При этом средний чек покупки водки в России за год увеличился почти на 10%. Но пить ее при этом стали больше — покупки выросли на 3,5%. Так что национальная традиция неистребима: как ни повышай цену на «беленькую», ее будут пить еще сильнее. Видимо, как лекарство от стресса...
Средний чек покупки водки в России за последний год вырос на 9,9%, достигнув 332 рублей. При этом тридцатилетние мужчины покупают «беленькую» чаще других, а доля женщин, потребляющих водку, снизилась до 36,5%, сообщил «Ромир». За год выросли и средние объемы покупок водки — на 3,5%, до 0,49 литра. В целом доля совершеннолетних россиян, употреблявших сорокаградусный напиток в течение 2024 года, составила 42,4% от всего населения страны. Этот показатель тоже вырос, хотя и не сильно — на 0,7%.
Напомним, ранее в Росалкогольтабакконтроле сообщили о росте реализации водки в России в январе-августе 2024 года на 0,9%. За 8 месяцев продажи этого напитка составили 49,79 млн дал. О чем свидетельствуют такие данные, «МК» рассказал председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин.
- Чем вызван рост среднего чека и рост продаж водки?
- В России в принципе выросли продажи крепких напитков, и тут дело не в том, что россияне стали больше пить. А в том, что с недавних пор в стране стал легализовываться пивной сектор.
- А при чем тут водка? Что: пиво без водки — деньги на ветер?
- Раньше в России активно реализовывались нелегальные пивные напитки. Производились они и шли без лицензии на продажу до 1 сентября 2023 года. Затем появился реестр производителей и оказалось, что пивных производителей стало на 20% больше, чем раньше. В сфере появился контроль. В январе 2024-го была введена маркировка бутылок, в апреле ввели маркировку банок. В мае существенно подняли акцизы. С 1 июня наконец ввели контроль за реализацией таких напитков в розницу. В результате сдулся сегмент пивных напитков. Люди, которые раньше покупали пивные напитки в банках или в бутылках, например «джин-тоники», лишись этого ассортимента в магазинах. Поскольку теперь эти вещи не могут законно производиться и продаваться. А это огромный пласт потребителей. Люди выпивали примерно 300 млн декалитров пивных напитков в год. Для сравнения, все продажи водки в год – это порядка 80 млн декалитров.
- Ну и как все эти пивные приключения повлияли на водочный рынок?
- Огромный сегмент людей, оставшихся без любимых напитков, стал искать им замену и ринулся в сторону крепкого алкоголя. Им нужен сладенький коктейльчик. Для этого россияне стали покупать крепкий алкоголь и смешивать его, допустим, с соком. Получается, что все потребители пивных напитков перетекли в другие два направления. Одни стали готовить такие коктейли самостоятельно, другие перешли на шампанские вина. Только представьте, в этом году производитель самого недорогого игристого вина увеличивает производство на 70%. А все потому, что даже когда 1% от огромного пивного рынка перетекает рынок поменьше, там сразу начинается двузначный рост.
- Получается, данные «Ромир» не свидетельствуют о том, что россияне стали больше пить?
- Нет. Это просто перетекание потребителей. Если бы население стало больше пить, то это бы имело серьезные последствия. Выросло бы число людей, госпитализированных с белой горячкой, диагнозом «алкоголизм». В России такого нет. Так что единственное разумное объяснение роста продаж — это не рост потребления крепкого алкоголя, а переход потребителей пивных напитков на водку или, например, джин. «Ромир» говорит о том, число потребителей водки от 18 до 24 лет выросло почти на 7%. Так вот, это связано с тем, что они стали делать привычные им коктейли, которые исчезли с прилавков, в домашних условиях, например, смешав водку с газировкой или соком. Пить больше не стали, стали просто пить по-другому.
Людмила Александрова